Швейцарские ученые нашли причину усталости

20 июля 2007 года, 18:14

Быстрая утомляемость и сонливость, которые часто возникают при простудах и других болезнях, имеют одну простую причину  действие белка TNF-альфа,  утверждают медики из Больницы при Цюрихском Университете, Швейцария (University Hospital Zurich). Исследование опубликовано в журнале Proceedings, выпускаемом Национальной Академией Наук (National Academy of Sciences), цитирует HealthDay News.

Именно этот белок, по словам исследователей, выделяется в результате проходящих в организме воспалительных процессов, как ответ на инфекцию  он призван уничтожать очаги болезнетворных бактерий. Однако он же, по всей видимости, несет ответственность и за слабость, которая возникает в этот период у больных. А также  за возникновение синдрома хронической усталости, которая все чаще наблюдается у людей во всем мире. При этом синдроме люди в середине дня ощущают упадок сил, и часто не в состоянии работать.

До настоящего времени ученые не имели представления о том, почему слабость часто сопровождает простуды и вирусные заболевания. Ведущий автор исследования, Томас Бирхлер из Цюрихского Университета, объясняет это тем, что при острых и хронических заболеваниях уровень TNF-альфа в организме человека повышается. «Кроме функции подавления инфекций мы получили четкие свидетельства того, что TNF-альфа также взаимодействует с геном, отвечающим за биологические часы»,  замечает он. В результате больных клонит в сон, хотя на дворе - день.

Иммунологи следили за действием TNF-альфы в клеточных культурах и в организмах лабораторных мышей. Как оказалось, действие TNF-альфа ослабляло моторную активность животных, и удлиняло периоды, которые им были необходимы для того, чтобы отдохнуть и восстановить силы.

С точки зрения эволюции и вопросов выживания, временная сонливость и усталость во время болезней вовсе не так плохи,  замечают швейцарские эксперты. Ведь в это время TNF-активизирует иммунную систему организма для борьбы. «Сон является лучшим помощником в борьбе с инфекциями, в то время как недостаток сна ухудшает способности иммунной системы адекватно противостоять болезни»,  подчеркивает Бирхлер. Если же рассматривать синдром хронической усталости с точки зрения эволюции, то он может расцениваться как сигнал человеку временно не общаться с другими людьми. Животные в случае внезапной усталости также обычно прячутся где-нибудь в укромном месте и таким образом защищаются от врагов,  рассуждает эксперт.