Божьи коровки нашли время и место проснуться

19 января 2007 года, 02:33

Дома деревенских жителей в Хабаровском крае страдают от нашествия божьих коровок, сообщает НТВ. Совершенно безобидные насекомые выживают людей из их жилищ. Ученые объясняют такое поведение коровок просто: погода не позволяет жучкам впасть в спячку. Зимующим в деревенских домах насекомым стало слишком жарко в протопленных до +20-25С горницах, поэтому они проснулись и пустились на поиски пропитания.

Кокцинеллиды (Coccinellidae), или более привычные всем божьи коровки, относятся к семейству жуков, насчитывающему около 3 500 видов. Жуки и их личинки — хищники, причем крайне прожорливые. Известная нам семиточечная божья коровка в день уничтожает до 150 тлей, более мелкие виды — до 60. Будучи личинками, жуки уничтожают за весь период до 800 тлей, а целиком за жизненный цикл — более 4 000.  Ярко-оранжевая "кровь" божьей коровки содержит сильно токсичные алкалоиды и надежно защищает хозяйку от поедания хищниками.

По словам жителей Хабаровска и окрестностей, иногда стаи насекомых бывают такими большими, что застилают собой небо. Те, кто пытается выселить названных гостей из дома, рассказывают, что за один вечер можно насобирать 10 л назойливых жучков.

Впрочем, никакого вреда, кроме дискомфорта, от коровок нет. Как говорят энтомологи, эти насекомые не переносят никаких опасных заболеваний. Напротив, они приносят пользу сельскому хозяйству, поскольку являются хищниками и в качестве питания используют тлю, червецов и других вредителей. При этом коровки очень прожорливы и способны полностью очистить огород от ненужных жителей. Просто сейчас они выбрали неудачное место зимовки.

Проснувшись среди зимы, жучки не могут найти себе пропитания и рискуют умереть от голода. Выбрасывание на улицу также губит божьих коровок. По мнению ученых, людям стоило потерпеть жучков дома, не лишая их теплого крова. Если в эту зиму божьи коровки массово вымрут от голода и холода, летом некому будет спасать посевы от тли и других вредителей. Выход только один: проснувшихся пятнистых крошек надо отнести в прохладное место, чтобы те впали в спячку до весны. Однако хабаровчане не спешат спасать коровок.

Совершенно иное отношение к этим насекомым в странах западного мира. Зная их способности в борьбе за урожай, предприимчивые люди в США специально выращивают насекомых на фермах и продают по цене $10 за кг. Очень уважительно относятся к божьим коровкам англичане. Они называют эту кроху "птицей леди" в честь Девы Марии. Считается, что красный цвет насекомого ассоциируется с цветом плаща матери Христа. До сих пор у некоторых народов существует поверие, что убить божью коровку - значит накликать на себя беду.