Древний университет восстановят из космоса

18 января 2007 года, 22:00

Индийская организация по исследованию космоса (Indian Space Research Organization, ISRO) поможет Индийскому археологическому совету (Archaeological Survey of India, ASI) в восстановлении древнего университета Наланда в Бихаре, Индия, сообщило вчера РИА "Новости". До этого специалисты ИСРО уже предоставляли Археологическому совету детализированные снимки из космоса территории раскопок Наланды площадью 16 кв.км.

ИСРО собирается использовать свою систему радаров, с помощью которой можно получить изображение подземных разрушенных структур зданий, сообщил директор Археологического совета, доктор Рам Саран Фониа (Ram Saran Fonia). Баскар Нат Мишра (Bhaskar Nath Mishra), специалист Археологического совета, уточнил, что ИСРО планирует начать работу уже в феврале. Он также добавил, что радарный способ фотографирования из космоса уже неоднократно помогал в восстановлении точных структур зданий на археологических раскопках, что является неоценимой помощью для восстановления исторических сооружений.

Как пишет журнал Hindu, университет Наланда был основан монахами-буддистами во времена правления Кумарагупта (415-455 годы н.э.) и действовал в течение последующих 700 лет. Он стал известнейшим буддийским центром научной жизни. Там изучали не только буддийские тексты, но и индуистскую философию, теологию, логику, грамматику, лингвистику, практическую медицину, математику, астрономию. Само имя университета возводят к двум словам: "налам" (лотос, символ знаний) и "да" (давать), поэтому предполагают, что "Наланда" означает "дающий знания".

В Наланде собирались лучшие студенты не только из Индии, но и Китая, Индонезии, Японии, Кореи, Персии, Шри-Ланки, Тибета и Турции. В годы процветания в Наланде единовременно обучались более 10 тыс. студентов. По задокументированным свидетельствам очевидцев, Наланда отличался замечательной архитектурой: девятиэтажные здания, 9 храмов, несколько помещений для медитации, прекрасная библиотека и десятки классных комнат. Здания окружали парки и озера.

Финансирование университета поступало в виде доходов от 100 индийских деревень. Деревенские жители также кормили студентов, - университет полностью брал на себя обеспечение студентов, чтобы им было легче сконцентрироваться на обучении.

Наланду трижды разрушали и дважды восстанавливали. Последний и третий раз университет был разрушен и сожжен турецкими мусульманскими войсками под командованием Бахтияра Хилджи в 1197 году. До сих пор университет не подлежал восстановлению.