Зевота регулирует температурный баланс мозга

17 июля 2007 года, 16:54

Зевота  это не сигнал не о том, что человек засыпает или о снижении концентрации кислорода в крови, но способ понизить температуру головного мозга,  утверждает Эндрю Гэллап (Andrew Gallup), профессор психологии Университета Штата Нью-Йорк в Олбани (State University of New York at Albany). Его статью в майском номере журнала «Эволюционная психология» («Evolutionary Psychology») цитирует International herald Tribune.

Ученые веками высказывают самые разные мнения относительно того, почему люди зевают. Чаще всего зевота ассоциируется со скукой и сонливостью, и  что неправильно  недостатком кислорода в крови. Однако, в версии Гэллапа, мы зеваем именно тогда, когда наш мозг перегревается. Организм так подает сигнал о том, что его необходимо охладить.

Гэллап провел эксперимент, в рамках которого добровольцы из смотрели видео, показывающее людей, ведущих себя обычным образом, смеющихся или зевающих. При этом некоторых добровольцев просили во время просмотра дышать через нос, а потом приложить ко лбу пакет либо со льдом, либо с горячей водой. Два условия, которые способствовали охлаждению мозга  дыхание через нос и охлаждение лба, полностью уничтожали у людей необходимость зевнуть, даже если они смотрели «зевающее» видео,  подчеркивают исследователи.

Исследование также показывает, почему зевота «заразна»  стоит зевнуть одному человеку, как непреодолимое желание сделать то же самое возникает и у всех остальных. Оказывается, если мозг не перегрет, то он работает более интенсивно,  замечает Гэллап. А последовательное зевание людей в одной группе очень напоминает поведение животных в прайде. Зевая, они делают ничто иное, как защищаются от опасности. Видя, что «сосед» испытывает сложности с нтеллектуальной деятельностью и реакцией, животные, в свою очередь, заставляют свой собственный мозг работать более интенсивно - посредством зевоты.

Таким образом, если вам хочется зевнуть  достаточно приложить ко лбу пакет с чем-нибудь холодным или интенсивно подышать через нос, подчеркивают ученые.