Открыт способ восстановления поврежденной ДНК

17 июля 2007 года, 14:25

Шведские ученые из Каролинского института (Karolinska Institute) в Стокгольме раскрыли секрет восстановления поврежденной ДНК,  сообщает Science Daily. Это открытие поможет понять механизмы онкологических процессов и лечить раковых больных.

Ученые сравнивали процессы, которые происходят при разрыве цепочки ДНК, происходящем при каждом делении клетки, и то, как именно клетка восстанавливает поврежденную ДНК. Как оказалось, в обоих процессах участвует мультипротеиновый комплекс, получивший название кохезин (cohesion). Именно этот природный «клей» «связывает» две копии хромосомы внутри ядра клетки.

Как известно, в процессе деления клетки хроматиды материнской хромосомы (сестринские хроматиды), расходятся к полюсам клетки. Если функция кохезина нарушена, то две новые клетки расходятся слишком рано и может случиться так, что они будут иметь неправильное число хромосом. Это часто наблюдается в раковых клетках.

По словам доктора Камиллы Сйогрен (Dr Camilla Sjögren), её исследовательской группе удалось показать, что кохезин применяется как при связывании сестринских хроматид, так и при восстановлении поврежденных нитей ДНК. Более того: ДНК может активировать выработку кохезина, что противоречит установившемуся в молекулярной биологии мнению, что этот белок вырабатывается только при делении клеток.

«Мы показали, что процесс деления хромосом и восстановления целостной структуры ДНК имеет один и тот же механизм. Это открытие дает новое понимание происходящих в клетке молекулярных процессов и имеет огромное значение»,  подчеркивает биолог. В частности, эти знания могут применяться при лечении раковых заболеваний и для понимания процессов, происходящих при болезни Дауна, при которой кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46.