Китайские шарики были бактериями-гигантами

18 января 2007 года, 03:28

Американские ученые из университетов Южной Калифорнии (University of Southern California) и Джорджии (University of Georgia) на страницах первого в этом году выпуска журнала Nature предложили оригинальную версию происхождения загадочных находок в отложениях Доушаньтуо (Doushantuo) в Китае. Вопреки устоявшейся в научном мире точке зрения, согласно которой обнаруженные окаменелости признаны эмбрионами доисторических животных, специалисты из США полагают, что на самом деле это останки гигантских серобактерий.

Открытое около 20 лет назад местечко Доушаньтуо стало источником целого спектра отлично сохранившихся ископаемых докембрийского возраста (около 580 млн лет назад). Были обнаружены останки таких многоклеточных организмов, как губок, кишечнополостные, билатеральные черви, водоросли. Однако больше всего в китайских отложениях оказалось загадочных микроскопических шариков и кластеров шариков. Состоявшие преимущественно из 1-2 клеток, они были признаны яйцами и ранними эмбрионами многоклеточных животных.

Однако оставалось множество вопросов. Первый и главный: почему эти структуры имели в себе так мало клеток, в то время как у современных млекопитающих интенсивное деление эмбриона происходит в первые же часы с момента оплодотворения? Еще один спорный момент - покрывающие шарики защитные чехлы. Нельзя было уверенно утверждать, что они не являлись посмертным наслоением. К тому же такого рода "одежда" была отмечена не у всех находок.

Отсутствие четких ответов на эти вопросы усложняло главную задачу: определить, каким животным принадлежали загадочные эмбрионы. Однако выход был найден, и решение оказалось крайне нетривиальным.

Изучая открытые в 1999 году у берегов Намибии серные бактерии Thiomargarita, ученые из США нашли у них много общего с загадочными шарами из Доушаньтуо. Во-первых, как и древние организмы, жители южных вод - гиганты размером от 0,1 до 0,75 мм. Кроме того, как и китайские находки, клетки Thiomargarita окружены гликопротеидным чехлом.

Еще одним подтверждением родства микроорганизмов является способ дыхания Thiomargarita. Для окисления органики они используют нитраты, превращая их в азот. Кислород нитратов переходит на сульфиды, образуя сульфаты, которыми питаются живущие в симбиозе с гигантами другие бактерии. В результате бактериальный комплекс катализирует осаждение фосфатов. Именно таким отложением и является местечко Доушаньтуо.

Опираясь на подобранные ими доказательства, американские ученые на страницах Nature выдвигают смелую версию о том, что большинство из загадочных шаров, найденных в Доушаньтуо, являются останками древнейших серобактерий. "Мы не предполагаем, что все яйца и эмбрионы являются серобактериями, потому что у ископаемых Доушаньтуо имеется множество очевидно небактериальных структур. Однако обе гипотезы — бактериальная и эмбриональная — не исключают друг друга, а дополняют", цитирует их слова Elementy.ru.