Птицы с ярким оперением больше подвержены радиации

12 июля 2007 года, 17:57

Птицы с ярким оперением  одни из наиболее сильно подверженных влиянию радиации видов животных, и наиболее сильно пострадавшие от воздействия во время аварии в Чернобыле,  к таким выводам пришли авторы доклада, опубликованного в британском экологическом вестнике British Ecological Societys Journal of Applied Ecology,  его цитирует Science Daily.

Андерс Мёллер (Dr Anders Moller) из Университета имени Пьера и Марии Кюри (Universitе Pierre et Marie Curie) и Тимоти Муссо (Professor Timothy Mousseau) из Университета Южной Каролины (University of South Carolina) исследовали 1570 птиц 57 различных видов, обитающих в лесах поблизости украинского Чернобыля  того самого, где произошла страшная авария на атомной станции.

Обнаружилось, что по мере приближения к эпицентру аварии падает относительная доля птиц с ярким оперением  красного, желтого или оранжевого цветов (за окраску этих цветов отвечают так называемые пигменты каротиноиды). Аналогичные тенденции выявлены в распределении в окрестностях эпицентра ядерной аварии ещё двух групп птиц  откладывающих самые большие яйца и перелетных птиц.

Наиболее сильно близость к реактору влияет на ареал распространения иволги, черного дрозда и лазоревки. Птицы с «однообразным» серо-бурым оперением  такие, как лесной конек, московка и зяблик, подвержены данной зависимости в наименьшей степени. Среди перелетных или широко распространенных птиц наиболее явно выявленная тенденция проявляется в отношении перепела, удода и малиновки.

Вероятной причиной такого географического «перекоса» являются антиоксиданты  химические соединения, которые защищают живые организмы от воздействия свободных радикалов. Некоторые процессы заставляют организмы птиц вырабатывать большое количество антиоксидантов  это в том числе производство красящего пигмента для яркой окраски перьев, миграции на дальние расстояния и откладывание больших яиц.

Мёллер и Муссо предполагают, что из-за того, что организм этих птиц тратит слишком много антиоксидантов на три перечисленных выше процесса, то этих веществ остается меньше для того, чтобы эффективно противостоять радиации. А следовательно, эти птицы чаще от нее страдают. Это первое исследование, которое связывает воздействие радиации на разные виды животных с наличием в их организмах антиоксидантов, ученые намерены продолжить работу в этом направлении.