Паломники повторят хожение Даниила

17 января 2007 года, 20:36

"Я, недостойный игумен Даниил, худший из всех монахов, смиренный, одержимый многими грехами…" - так начинается один из самых известных памятников литературы Древней Руси, "Житие и хождение Даниила, игумена русской земли" (XII век). Он отправился в Святую Землю, а потом описал свое путешествие в традиционном жанре "хождения" ("хожения"), проложив путь другим русским паломникам. Его записки стали своеобразным путеводителем для благочестивых людей.

Вчера в честь 900-летия первого русского "хождения" игумена Даниила отправились в Израиль российские паломники. С инициативой поездки выступил "Фонд Святого всехвального апостола Андрея Первозванного". Вернутся путешественники 20 января. Игумен Даниил ходил в Палестину значительно дольше, но организаторы сделали поправку на современные возможности передвижения по земле. По данным РИА "Новости", цель проекта в фонде определяют так: "раскрыть исторические основания русского паломничества в Святую Землю и подчеркнуть преемственность между древним и современным паломничеством".

В паломничестве участвуют около 60 человек, в том числе общественные деятели и журналисты. Предполагается по возможности более полно повторить путь первого русского человека, посетившего родину Иисуса Христа.

Ориентируясь на оставленные Даниилом заметки, современные участники паломничества планируют повторить маршрут игумена и посетить все упомянутые им места, такие как Вифлеем, Иерихон, гора Фавор, Капернаум, Кана Галилейская и Назарет. Русская группа намерена принять участие в богослужении 18 января на реке Иордан, в месте Крещения Господня. Перед этим наши паломники вольются в крестный ход к месту Богоявления, который возглавит Иерусалимский Патриарх Феофил III. Древний чин освящения воды был подробно описан в "Хождении" самим Даниилом.

Даниил был игуменом одного из киевских или черниговских монастырей. В начале XII века он побывал в Иерусалиме и других святых местах. Его путевые заметки включали не только описание библейской топографии, но и условия жизни и нравы местных жителей, стали одним из популярных произведений XII века. Сведения о его авторе крайне скупы, их восстанавливают в основном по редким упоминаниям автора о себе в тексте. Представления об авторстве в древности предполагали, что писатель воспринимает себя не как творца текста, а как орудие в руках Божьих, исполнителя Его воли. Поэтому автор практически ничего не рассказывает о себе, ограничиваясь самоуничижительными ремарками.

По отдельным деталям, упоминаниям исторических персонажей и реалий можно установить, что путешествие имело место в пределах периода с 1104 по 1113 год. Вероятней всего, Даниил попал в Святую Землю не из русских земель, а из Царьграда (так называли на Руси Константинополь, теперь Стамбул, а в то время столицу Восточной Римской империи).

На пути к библейским святыням он посетил острова Патмос, Родос, Кипр. В главах, посвященных Святой Земле, игумен оставил пространное описание мест, связанных не только с жизнью Христа, но и с жизнью ветхозаветных героев, таких как Давид, Соломон, Авраам другие. Здесь почти ничего не изменилось за прошедшие столетия, и описание храма, сделанное игуменом, можно принять за сегодняшнее. Ему же принадлежит пространное описание чуда схождения Благодатного огня в Великую Субботу перед Пасхой. Свое хождение в Иерусалим игумен Даниил совершил вместе с восемью паломниками, жителями Киева и Новгорода.

Первый русский путешественник пользовался таким уважением, что в некоторых из наиболее старинных списков он называется даже святым, а хождение его возводится в житие.

Просмотров: 3700
Все лента новостей