Гренландия была зеленой

09 июля 2007 года, 14:37

Ученые Эске Виллерслев (Eske Willerslev) из Копенгагенского университета (University of Copenhagen), Дания, и Мартин Шарп (Martin Sharp) из Университета Альберты (University of Alberta), Канада, установили по образцам ДНК, извлеченных из ледяных кернов Гренландии, что 450-800 тыс. лет юг острова, покрытый сейчас 2-километровой толщей льда, был зеленым и значительно более теплым, чем принято считать. Здесь росли ели и сосны, среди которых жили мотыльки и бабочки, пишет BBC News. Результаты работы исследователей опубликованы в журнале Science.

По словам специалистов, эти образцы ДНК - самые старые из всех, когда-либо полученных наукой. Они получены из нижней, самой богатой отложениями, части ледяного керна Dye 3 длиной в 2 км, извлеченного в центральной части южной Гренландии. Одновременно из ледового покрова центральной части острова в ходе проекта Greenland Ice Core Project (GRIP) был изъят столб длиной в 3 км.

В качестве контрольного инструмента использовались образцы, взятые из других ледников, в частности, с канадского острова Элсмир. С их помощью эксперты могли удостовериться в возрасте образцов и подтвердить, что данные образцы ДНК действительно имеют отношение к растениям с южной Гренландии, а не к тем, которые были занесены в этот район ветром или морскими волнами из других областей. И хотя лед содержал лишь горсточку пыльцы и в нем совершенно не было окаменелостей, исследователи сумели изъять из органического материала необходимые им образцы.

Сравнения с современными видами позволили сделать вывод, что в этом районе произрастал смешанный лес, состоявший из ольхи, ели, сосны и тисовых. На деревьях и под ними жило огромное количество различных насекомых, в том числе жуки, мухи, пауки, бабочки и мотыльки.

Это открытие позволило существенно передвинуть ближе к нашему времени границы периода, когда в Гренландии существовали леса. Ранее самые юные окаменелости свидетельствовали о произрастании лесов в этом районе около 2,4 млн лет назад; теперь этот срок удалось приблизить к нам почти на 2 млн лет.

Исследователи полагают, что древние арктические леса покрывали юг Гренландии в период повышения температуры на Земле, известный как межледниковый период. В то время средняя температура воздуха колебалась, вероятно, от -17С зимой до +10С летом.

Когда же 450 тыс. лет назад снова похолодало, леса и их обитатели оказались покрыты наступающими льдами, которые фактически законсервировали их. И, как свидетельствуют исследования, этот лед сохранялся даже в последний межледниковый период (116-130 тыс. лет назад), когда температуры, вероятно, были на 5 градусов выше сегодняшних. В результате погребенные во льду образцы флоры и фауны оказались неподвластны гниению и разложению.

Ученые полагают, что во время последнего межледникового потепления толщина льда на юге Гренландии была 1-1,5 км. Если эти данные верны, то ледяной покров южной Гренландии более стабилен, чем считалось до сих пор, говорит профессор Виллерслев. А это может определенным образом сказываться на том, как реагирует ледяной покров на глобальное потепление. В том числе данные последнего исследования позволяют предположить: при том, что в некоторых районах ледяной покров становится тоньше, в других он прирастает.