Нейроны из клеток кожи

31 января 2012 года, 16:34
Нейроны из клеток кожи

Исследовательская группа из Медицинской школы Стэнфордского университета (Stanford University School of Medicine), США, преобразовала клетки кожи мышей непосредственно в клетки, которые развиваются в основные структуры мозга. Результаты эксперимента были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Science, сообщает BBC News.

Ученые заявили, что они были «взволнованы» перспективами потенциального применения технологии в медицинских целях. Правда, прежде, чем метод сможет быть использован на клетках кожи человека, должны пройти необходимые тесты.

Стволовые клетки, которые могут быть выращены в клетки любого типа, имеют огромные перспективы в ряде процедур. Многие испытания с использованием стволовых клеток завершились успешно, например, при восстановлении сетчатки глаза. Один из главных вопросов — это способ получения стволовых клеток. Существуют этические проблемы при получении эмбриональных стволовых клеток. Кроме того, пациентам необходимо принимать иммуносупрессоры, так как ткани, выращенные из стволовых клеток не соответствуют их собственным. Альтернативный метод заключается в том, чтобы взять собственные клетки кожи пациента и перепрограммировать их в «индуцированные» стволовые клетки. Однако при таком методе запускается процесс, активирующий вызывающие рак гены.

Ученые из Стэнфордского университета рассмотрели еще один вариант — превращение собственных клеток кожи в специализированные клетки без создания «индуцированных» стволовых клеток. Таким образом исследователи уже преобразовали клетки кожи непосредственно в нейроны. В результате эксперимента были созданы так называемые «нейронные прекурсоры» — клетки, которые в дальнейшем могут развиваться в три типа клеток мозга: нейроны, астроциты и олигодендроциты. Такие клетки после создания могут быть выращены в лабораторных условиях в больших количествах.

Клетки мозга и клетки кожи содержат одинаковую генетическую информацию, однако генетический код интерпретируется в каждой по-разному. Это контролируется факторами транскрипции. Ученые использовали вирус для переноса фактора транскрипции в клетки. Спустя три недели примерно каждая десятая клетка стала нейронным прекурсором.

Профессор Мариус Верниг (Marius Wernig) сказал, что ученые довольны результатами. Ученым еще предстоит провести большую работу по созданию подобных клеток из кожи человека и оценке безопасности и эффективности метода.