Виновник непостоянства

12 декабря 2011 года, 17:52
Виновник непостоянства

Вероятно, когда-то Меркурий вращался в обратном направлении, а его сегодняшнее положение объясняет столкновение с астероидом, рассказывает SPACE.com.

Ученые из университета Авейру в Португалии предполагают, что отношения Меркурия и Солнца сильно изменились за время их существования. «Раньше они были связаны, как Земля и Луна и вращались с одинаковой скоростью», рассказывает один из авторов исследования Александр Коррейя. Вращение Меркурия было подчинено тому же закону, что и вращение Луны – он всегда был повернут к Солнцу одной стороной. Компьютерные модели навели ученых на мысль, что мощнейший удар астероида мог бы привести Меркурий к столь странной орбите. Коррейя уточняет, что масса этого астероида должна была составлять как минимум 1/600000 от массы Меркурия, то есть 550 триллионов тонн.

На первый взгляд, такое событие кажется не очень правдоподобным. Однако свидетельством в пользу этого предположения может оказаться бассейн Калорис, самый большой кратер Меркурия. Он подходит под расчетный размер и возраст астероида. Место столкновения также указывает на то, что этот кратер является «идеальным кандидатом», по словам Коррейи.

Ученые давно предполагали, что Меркурий связан с Солнцем так же, как Земля с Луной, тогда одна сторона была бы в вечной мерзлоте, а другая — раскалена. Но на деле все куда сложнее. На каждые два витка вокруг Солнца, Меркурий совершает по три витка вокруг своей оси. Это объясняет и пустоты на поверхности Меркурия: на некогда «темной» стороне планеты, наверняка, было большое скопление льда, который растаял после изменения траектории и оставил после себя впадины. Есть, конечно, множество факторов, которые могли бы указать на подобный сценарий. Например, ранее постоянно освещенная сторона была бы более гладкой, в то время, как большая часть столкновений приходилась бы на обратную. Подробные результаты исследования можно прочитать в журнале Nature Geoscience.