Евреи празднуют Хануку

21 декабря 2011 года, 13:31
Евреи празднуют Хануку

Вчера вечером иудеи по всему миру начали отмечать праздник Ханука. Главный раввин России Берл Лазар обратился по этому случаю к читателям газеты «Коммерсантъ». «Всевышний, автор физических законов нашего мира, может в локальной точке их временно приостановить. Если захочет, — написал он, — Бывает, что в жизни возникают ситуации, когда руки опускаются, когда кажется, что выхода нет. Но если у вас есть вера, вы открываете Всевышнему двери, вы создаете потенциальное пространство чуда. И тогда есть шанс, что ваше иссякающее масло не иссякнет».

История Хануки связана с историей освобождения Иерусалима от захватчиков. Во II веке до н.э. Иудея находилась под властью Селевкидов — потомков одного из сподвижников Александра Македонского. В отличие от своих предшественников, лояльно относившихся к иноверцам, царь Антиох IV Эпифан начал политику насильственной эллинизации, повсеместно насаждая культ греческих богов и заставляя евреев отречься от своей веры. В ответ евреи подняли восстание, которое возглавил Иехуда Маккавей.

После того как был освобожден Иерусалимский храм, победители решили восстановить храмовую службу, которая не совершалась уже 3 года. Для этого было необходимо зажечь храмовой светильник – менору, но удалось найти лишь один небольшой кувшин с чистым маслом, который был так мал, что его могло хватить только на один день горения меноры. Однако маккавеи все же решили зажечь менору, и тогда произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней, то есть точно на то время, которое требовалось для приготовления нового чистого масла для меноры. В память об этом чуде праздник Хануки с тех пор отмечается в течение восьми дней.

В память о чуде в еврейских домах принято зажигать ханукальные свечи, которые ставят на особый подсвечник — «ханукию». В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй — две, в третий — три и так далее. На ханукии обычно есть место и для девятой, так называемой «служебной» свечи, от которой зажигают остальные свечи. Непременным атрибутом праздника является праздничный стол, на котором непременно присутствуют картофельные оладьи — «латкес» и «суфганийот» — аппетитные пончики с разнообразной начинкой, покрытые сахарной пудрой или глазурью.

Большая часть еврейских праздников установилась в эпоху окончания египетского плена и приурочена к конкретным событиям: исходу (Песах, т.е. Пасха), дарованию Торы (Шавуот), жизни в шалашах в пустыне (Суккот). Тогда же начали отмечать Новый год (Рош ха-Шана — буквально «голова года») и Йом-Кипур — Судный день поста и покаяния, когда Всевышний определяет людские судьбы на следующий «отчетный период». Позднее прибавились еще два новых праздника. Один в память о чудесном спасении от гибели евреев в Персидской империи — Пурим, другой — в память о чуде, свершившемся в Храме, — Ханука. Во все эти праздники (кроме Йом-Кипура) принято устраивать веселую трапезу.

Ключевые слова: обычаи и нравы, религия
Просмотров: 3689
Все лента новостей