Спутанные бриллианты

02 декабря 2011 года, 18:57
Спутанные бриллианты

Физики из Оксфордского университета (Oxford University), Великобритания, смогли заставить два небольших бриллианта вести себя, подобно элементарным частицам, приведя их в состояние «квантовой спутанности». Об этом сообщает LiveScience со ссылкой на статью британских учёных, опубликованную в журнале Nature.

«Квантовая спутанность» двух элементарных частиц означает, что их состояния начинают зависеть друг от друга, даже если эти частицы находятся друг от друга дальше радиуса всех известных науке взаимодействий. Альберт Эйнштейн, впервые обосновавший это явление теоретически в 1935 году, считал свои выкладки абсурдными и подтверждающими несовершенство т. н. «копенгагенской модели» Нильса Бора. Однако в последующие десятилетия физики доказали, что квантовая спутанность действительно существует.

Оксфордские физики облучали кристаллы лазером. Если лазерный луч менял цвет, проходя через бриллиант, то значит волна, которой он является, начинала колебаться с меньшей частотой. Энергия, переданная при этом бриллианту, заставляла его чуть вибрировать — настолько слабо, что этого было не заметить человеческим глазом. Этот процесс можно повернуть вспять, пропустив луч лазера через вибрирующий кристалл, и заставив тем самым его (луч) изменить свой цвет обратно. И прямой, и обратный процессы имеют вероятностный характер: их вероятность составляет около 50%.

Направив лазерный луч на два бриллианта одновременно, учёные могли бы ожидать, что каждый кристалл будет менять цвет луча в половине случаев, независимо от другого. Однако кристаллы были «спутаны» друг с другом, поэтому наблюдалась совершенно иная картина: один бриллиант менял лазерный луч всегда, другой — никогда. Они будто бы «сговорились» друг с другом, что на бытовом языке и передаёт суть состояния «квантовой спутанности».

Отметим, что в апреле этого года японские учёные с помощью того же эффекта впервые осуществили успешный эксперимент по телепортации.