Нейтрино снова обогнал свет

21 ноября 2011 года, 15:22
Нейтрино снова обогнал свет

Группа исследователей, обнаружившая в сентябре, что нейтрино может превышать скорость света, провела повторный, улучшенный эксперимент, которые подтвердил полученные ранее результаты, сообщает BBС News. Если эти данные будут подтверждены другими экспериментами, будет поставлен под сомнение основной принцип современной физики — общая теория относительности.

Критики первого, сентябрьского эксперимента, утверждали, что полученные данные были неверно интерпретированы, так как в эксперименте использовались слишком длинные пучки нейтрино. В новом эксперименте этот фактор изменили и использовали более короткие пучки, длительность которых составила одну или две наносекунды, а промежутки между пучками были увеличены.

В ходе эксперимента ученые направляли пучок нейтрино из Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН), расположенной на границе Швейцарии и Франции в лабораторию Gran Sasso, расположенную в Италии. Расстояние между ними составляет 730 км. В ходе оригинального эксперимента, который продолжался три года, было послано 15 тыс. пучков нейтрино. Было установлено, что нейтрино преодолевает расстояние между лабораториями на шестьдесят миллионных быстрее, чем это расстояние преодолевает свет. В ходе повторных экспериментов опыт был повторен еще 20 раз, но результат остался прежним.

Как рассказывал «Вокруг Света», существование элементарной частицы нейтрино было предсказано в 1930 году Вольфгангом Паули (Wolfgang Pauli, 1900–1958), чтобы объяснить кажущиеся нарушения законов сохранения при радиоактивном распаде. Однако эти частицы были зарегистрированы в прямом эксперименте лишь спустя 25 лет. Эксперименты с этой частицей очень трудны с технической точки зрения, так как нейтрино крайне слабо взаимодействуют с веществом. Вероятность рассеяния этих частиц (то есть отклонения от прямолинейного распространения) на электроне или атомном ядре достаточна, чтобы в интенсивном пучке нейтрино, облучающем многотонную мишень, происходили редкие, но отделимые от фона события взаимодействия с веществом. Поэтому для изучения самых лёгких частиц используются самые тяжёлые установки.