Две сверхновых по соседству

28 июня 2007 года, 16:07

Две сверхновые звезды вспыхнули в одной и той же галактике, в созвездии Геркулеса с интервалом всего в пару недель, тогда как подобные события обычно разделяют друг от друга на десятилетия, — сообщает пресс-релиз Национального агентства по аэронавтике США (NASA). Взрывы сверхновых ученые наблюдали благодаря космической обсерватории Swift, оснащенной ультрафиолетовым оптическим телескопом: снимки были сделаны в период с 9 по 12 июня в красном, зеленом и синем спектре, после чего совмещены. Телескоп, которым были сделаны снимки, был разработан специально для изучения особых типов взрывов суперновых звезд — так называемых гамма-взрывов, при которых выделяется гамма-излучение.

Одна из сверхновых была названа SN 2007ck (на снимке она слева) — её впервые увидели 19 мая. Взрыв звезды был отнесен к типу II. Это говорит о том, что ядерное топливо внутри звезды закончилось, и она подверглась гравитационному сжатию, в результате которого последовал взрыв, уничтоживший звезду.

Взрыв второй звезды, SN2007co (на снимке справа), которую в той же галактике увидели 4 июня, принадлежал типа Ia. Это означает, что белый карлик «оброс» большим количеством энергии, которую перетянул у своего спутника (такой же звезды), и в результате его взрыв напоминал гигантскую термоядерную бомбу. Взрыв был чрезвычайно сильным, в результате было выделено необычно много энергии, — подчеркивают исследователи. По размеру наблюдаемый белый карлик напоминал Землю, однако его ядерная масса была как у Солнца.

Взрывы произошли в галактике MCG +05-43-16, которая находится на расстоянии в 380 миллионов световых лет от Земли. Ранее взрывов сверхновых в этой области Вселенной не наблюдалось. В большинстве галактик взрывы сверхновых обычно происходят раз в 25–100 лет, — подчеркивает Стефан Иммлер (Stefan Immler), астрофизик Центра космических исследований имени Годдарда при НАСА (NASA’s Goddard Space Flight Center). Одновременное появление двух суперновых в одной галактике — чрезвычайно редкое явление, и, по всей видимости — случайное совпадение, — полагают ученые.