Нанотрубки — ключ к миниатюризации

Внедрение углеродных трубок в плохо проводящие ток материалы позволяет делать из них нанодетали. Соответствующую методику разработал коллектив учёных из Испании и Бельгии, о чём рассказывается в новом номере журнала Materials Today («Материалы сегодня»).

Детали для наномашин, разумеется, нельзя производить традиционными методами, вроде штамповки. Для этого используются тонкие физические и химические методики, среди которых одной из наиболее перспективных является электроэрозионная обработка, или ЭЭО (англ. electrical discharge machining, EDM). Её суть, вкратце, состоит в том, чтобы микроразрядами электричества убирать лишние частицы материала, после чего остается микроскопическая деталь заданной формы.

Загвоздка в том, что ЭЭО может применяться только к хорошо проводящим ток материалам, что автоматически отсекает важные для современной техники керамические материалы. Именно эту проблему и решил испанско-бельгийский научный коллектив, внедрив в один из них, нитрид кремния (Si3N4) нано-углеродные трубки, которые подняли электропроводность этого материала на 13 пунктов. В результате из него, методом ЭЭО, были созданы детали для наномотора.

Доктор Мануэль Бельмонте (Manuel Belmonte), соавтор исследования, говорит, что совершённый им и его коллегами научный прорыв в области нанотехнологий «позволяет производить компоненты сложной трёхмерной формы, расширяя потенциал использования современных керамических и других материалов-изоляторов».

Возвращаясь к теме наномоторов, заметим, что едва ли кто-нибудь сумеет в обозримом будущем превзойти рекорд миниатюризации, установленный несколько месяцев назад физиками из Школы искусств и наук университета Тафта (Tufts University's School of Arts and Sciences) в США. Как рассказывал «Вокруг света», им удалось создать действующий электрический двигатель всего из одной молекулы.