Вода не страшна

24 октября 2011 года, 14:33
Вода не страшна

Ученые из университета Калифорнии в Риверсайде (University of California), США, и Университета Ноттингема (University of Nottingham), Великобританиянашли способ, как сделать злаки устойчивыми к наводнениям.

Испытывая нехватку кислорода, растения не могут переносить длительные наводнения, в результате чего урожаи резко сокращаются. Исследователи идентифицировали молекулярный механизм, влияющий на то, как растение переносит дефицит кислорода. Этот механизм контролирует ключевые белки растения, делая их нестабильными, когда уровень кислорода нормален. А когда корни или побеги оказывают погружены в воду, и содержание кислорода падает, эти белки стабилизируются.

Когда клетки растения испытывают нехватку кислорода, они не могут эффективно вырабатывать аденозинтрифосфат — высокоэнергетическую молекулу, используемую для хранения энергии. А поскольку растение теряет способность вырабатывать достаточное количество энергии для поддержания нормального роста, оно пробует несколько способов: к примеру, расходует энергетические резервы, из-за чего при производстве аденозинтрифосфата разрушается больше сахаров. Данные изменения в метаболизме являются характеристикой низкокислородного стресса растения и животных клеток. Это похоже на выработку молочной кислоты нашим телом во время выполнения физических упражнений.

В нынешней работе эксперименты проводились на Arabidopsis — маленьком цветочном растении, широко используемом в биологических лабораториях в качестве модельного организма. Посредством манипуляций с геном SUB1A ученым удалось добиться, чтобы растение дольше оставалось живым в условиях наводнения.

Исследователи надеются, что в течение следующих десяти лет биологи научатся обращаться с открытым механизмом, и это позволит вывести новые сорта сельскохозяйственных культур, которые станут устойчивы к наводнениям. В результате выиграют и фермеры, и рынки, и потребители по всему миру.