В ВИЧ виноваты наши предки

25 июня 2007 года, 17:34

Ученые Центра исследования раковых заболеваний имени Фреда Хатчинсона (Fred Hutchinson Cancer Research Centre) в Сиэтле узнали новые факты о причинах возникновения СПИДа,  сообщает Health 24 со ссылкой на статью в июньском номере журнала Science.

Ученые исследовали системы антивирусной защиты человека и приматов и выяснили, что основное отличие человеческого организма заключается в присутствии в организмах обезьян ретровируса под названием PtERV1, подчеркивает Майкл Эмерман (Michael Emerman), сотрудник подразделения Центра Хатчинсона. Этот вирус существовал на Земле примерно 45 млн. лет назад и в настоящее время не встречается в природе. Но в далеком прошлом он был очень распространен, о чем свидетельствуют многочисленные последовательности вирусной ДНК, встроенные в геном многих человекообразных обезьян  шимпанзе, горилл и других.

Ученые воссоздали вирус и провели с ним ряд экспериментов. Результаты полностью подтвердили гипотезу: человеческие белки защищали клетки от воссозданного вируса намного эффективнее, чем обезьяньи. Потом ученые повторили эксперимент с современным представителем семейства ретровирусов  вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-1). Результат оказался прямо противоположным. ВИЧ был невидим для иммунной системы человека, хотя иммунная система обезьян была способна эффективно выявлять и уничтожать вирусы, близкие к ВИЧ.

Разница между человеком и приматами, как выяснилось, заключалась всего лишь в одном гене  TRIM5-альфа, который существует примерно в 130 различных формах в ДНК разных приматов и человека. Мутации этого гена, обеспечившие человеку защиту от распространенного когда-то ретровируса, обезоружили его иммунную систему перед ВИЧ. Это отчасти объясняет то, почему гориллы и другие приматы способны противостоять ВИЧ, в то время как для человека он оказывается причиной СПИДа. В то же время для приматов оказывается смертельным вирус PtERV1.

По словам Ровенты Джонсон (Rowena Johnston), вице-президента по исследованиям Фонда исследований СПИДа (Foundation for Aids Research, amfAR) в Нью-Йорке, открытие Центра Хатчинсона возможно и не поможет мгновенно создать лекарство против СПИДа. Однако исследования гена TRIM5-альфа безусловно остаются «одними из наиболее многообещающих и интересных» в этой области, - подчеркивает она.