Игры в науку

20 сентября 2011 года, 14:59
Игры в науку

Игроки в компьютерную игру Foldit помогли расшифровать структуру фермента в вирусе, подобном СПИДу. Статья об этом была опубликована в журнале Nature Structural & Molecular Biology, где в качестве соавторов выступили и ученые, и геймеры.

Целью ученых был фермент протеаза, расщепляющий пептидную связь между аминокислотами в белках. В том числе и в ретровирусах, наиболее известным представителем семейства которых является ВИЧ. Выяснение структуры белков имеет жизненно важное значение для понимания причин многих болезней и разработки препаратов для лечения.

Микроскоп дает только плоское изображение, которое выглядит как тарелка со спагетти. Фармакологам для выявления потенциальной мишени для лекарств требуется 3D-изображение. Здесь на помощь и пришла игра Foldit.

Игра была разработана в 2008 году в университете штата Вашингтон, США. Суть ее заключается в том, что соревнующиеся команды игроков разворачивают цепочки аминокислот — строительных блоков белков — с помощью набора инструментов.

К удивлению ученых, геймерам удалось воспроизвести модель фермента всего за 3 недели. «Человеческая интуиция преуспела в деле, где автоматические методы оказались неэффективны. Игроки представляют собой огромную силу, которая при правильной направлении может быть использована для решения широкого спектра научных задач», — говорится в пресс-релизе.

По словам одного из создателей игры Сета Купера (Seth Cooper), у людей имеются навыки пространственного мышления — то, чего нет у компьютеров. «Выводы, опубликованные в статье, показывают, что игры, наука и вычисления могут быть объединены для достижения результатов, которые были недостижимы раньше», — добавил он.

Проект SETI@home, занимающийся поиском внеземных цивилизаций, так же вышел за пределы лабораторий. Одна из основных проблем этого проекта — нехватка существующих вычислительных мощностей. Поэтому пользователям предлагается скачать и установить на своем компьютере программу, которая будет получать из интернета данные, собранные SERENDIP-приемником в «Аресибо», обрабатывать их на домашнем компьютере и отправлять обратно.