Новое о генном материале

19 августа 2011 года, 12:31
Новое о генном материале

Биологи из университета Калифорнии в Сан-Диего (University of California - San Diego), США, с помощью сверхмощного атомно-силового сканирующего микроскопа открыли новую форму существования ДНК в клетке. Статья об этом открытии появилась в сегодняшнем номере журнала Molecular Cell («Молекулярная цитология»).

Она представляет собой нечто среднее между развёрнутой нитью ДНК и нуклеосомой — её «упакованной» формой, в которой ДНК, как считалось ранее, пребывает в клетке основную часть времени, за исключением периодов считывания с неё наследственной информации и удвоения при делении. Новую частицу по виду можно отличить от нуклеосомы только при очень сильном увеличении. Тем не менее американские биологи говорят, что это совершенно особое тело, со своей структурой и функциями. Его назвали «пренуклеосома» (pre-nucleosome).

«Обнаруженная нами структура является предшественницей нуклеосомы, — говорит профессор Джеймс Кадонага (James Kadonaga), ведущий автор исследования. — Это открытие заставляет пересмотреть наши представления о том, что такое хроматин. Пренуклеосома, по-видимому, играет важную роль в удвоении и использовании генетического материала». Уточним, что хроматином называется совокупность нуклеосом в ядре клетки.

Учёные также отчасти в шутку замечают, что это открытие заставит переписать школьные учебники, в которых единственными структурными элементами хроматина называются нуклеосомы.

Со времён открытия Уотсоном и Криком двойной структуры ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) в начале 1960-х изучение наследственного материала, лежащего в основе жизни, шагнуло далеко вперёд. Например, ещё в марте 2008 года интернациональным коллективом учёных была впервые расшифрована электронная структура молекулы ДНК. А несколькими месяцами спустя специалисты из Японии создали молекулу ДНК, состоящую практически полностью из искусственных компонентов.