Подражать по сигналу глаз

17 августа 2011 года, 15:57
Подражать по сигналу глаз

Британские ученые из университета Ноттингема (University of Nottingham) исследовали, как мозг человека решает, кого и когда надо копировать? Оказалось, что «приглашение» к подражанию передается посредством зрительного контакта, говорится в пресс-релизе университета.

В отчете об исследовании, опубликованном в журнале «Нейробиология» (Journal of Neuroscience), ученые показали, что зрительный контакт играет роль «приглашения к мимикрии», запуская механизмы в передней части мозга, которые отвечают за подражание.

«Множество научных работ посвящено подражанию и имитированию, рассматриваемым в контексте «зеркальных нейронов», которые, как считается, являются специальными нейронами в мозгу человека, отвечающими за имитацию. Однако, мы также знаем, что подражание четко контролируется — люди не копируют все, что видят, а только то, что важно, — говорит руководитель исследования доктор Антония Хэмилтон (Antonia Hamilton). — Наше  исследование показало, что если люди вступают в зрительный контакт друг с другом, то они скорее будут копировать поведение друг друга».

Команда психологов использовала функциональное магнитно-резонансное исследование для сканирования мозга добровольцев, в то время как последние смотрели видео с актрисой, которая иногда смотрела им в глаза, и, одновременно, то сжимала, то разжимала руку. Участников эксперимента попросили разжимать руку каждый раз, когда они увидят движение руки актрисы. Получилось, соответственно, что иногда они копировали ее, а иногда нет.

Судя по времени отклика, испытуемые неосознанно копировали актрису быстрее, когда она смотрела им в глаза. Исследователи проанализировали снимки мозга участников, сделанные в эти моменты, чтобы определить, какие зоны отвечают за принятие решения о подражании. С помощью компьютерной модели им удалось выяснить, что участки мозга с «зеркальными нейронами» действительно играют роль в подражании. Однако более важно то, что эти участки контролируются медиальной прифронтальной корой — долей мозга, ответственной за планирование комплексного познавательного поведения, выражение индивидуальности, принятие решений и реакции на социальные ситуации. Известно, кстати, что у людей с аутизмом эта доля мозга хуже реагирует на сигналы, и поэтому они хуже подражают другим людям.

Результаты исследования помогут психологам понять, насколько подростки с менее развитой прифронтальной долей более склонны к копированию рискованного, опасного или незаконного поведения, например, подражать бунтарям и хулиганам. Может ли установление зрительного контакта между учителем и учеником улучшить усвояемость материала? Сможет ли усиленный контроль за процессом имитации позволить детям с аутизмом лучше учиться и общаться? Ученые планируют дальнейшие исследования, чтобы ответить на эти вопросы.