Многоклеточные организмы более успешны

10 августа 2011 года, 16:03
Многоклеточные организмы более успешны

Ранние одноклеточные формы жизни могли, по удачному стечению обстоятельств, трансформироваться в многоклеточные, чтобы использовать доступные им ресурсы по-максимуму — такие выводы делаются в исследовании пивных дрожжей, клетки которых, как оказалось, могут слепляться друг с другом, чтобы потреблять пищу более эффективно, пишет портал Live Science.

Первый переход от простейших, одноклеточных организмов к взаимодействующим группам клеток, предположительно, произошел немногим более 2 млрд лет назад. Многоклеточное образование стало первым шагом к более сложным организмам, состоящим из разнообразных клеток с разными функциями.

Ученые из Гарвардского университета (Harvard University), США, пытались выявить сценарий, по которому одноклеточные организмы, такие как пивные дрожжи, начинали строить простые многоклеточные формы.

Почкующиеся дрожжи питаются простыми сахарами, которые производят с помощью фермента инвертаза — с помощью этого фермента они «дробят» более сложные сахара, например, сахарозу, на более простые, например, глюкозу и фруктозу. Однако из-за того, что большая часть этих простых сахаров быстро исчезает, растворяясь в окружающей среде, клетки дрожжей не могут съесть всю получаемую таким образом пищу.

Исследователи сравнили эффективность одиночной, изолированной клетки дрожжей в поедании обычного столового сахара, с эффективностью комка дрожжевых клеток, образованного естественным путем, когда стенки клеток полностью распадаются в процессе деления. Выяснилось, что клетки в группе продолжили деление, что означает, что они хорошо питались и нормально росли, тогда как одиночные клетки в таких же условиях перестали делиться. Дело в том, что клетки в группе помогали друг другу!

«Находящиеся рядом клетки могут захватывать часть сахаров, произведенных клетками-соседями, до того, как питательные вещества растворятся. Таким образом, они получают достаточно пищи для роста и деления», — говорит научный сотрудник Гарвардского университета Джон Кошванец (John Koschwanez).

Этот эффект похож на то, как, например, жених с розой в петличке, если будет стоять один, не почувствует ее запаха, т.к. он слишком слабый, но когда он и другие гости с цветками на пиджаках встанут вместе для общей фотографии, запах будет слышен, т.к. будет исходить от нескольких цветов, находящихся рядом.

Интересно, что иногда поведение простейших одноклеточных организмов оказывается еще более «продуманным». Так «Вокруг света» уже писал о том, что одноклеточные слизевики вида Dictyostelium discoideum обращаются с бактериями, которыми они питаются, как фермеры с культурными растениями: собирают «семенной материал» и затем высаживают его для создания кормовой базы.