Рост согласно модели

05 августа 2011 года, 13:58
Рост согласно модели

Ученые из Технологического университета Массачуссетса (Massachusetts Institute of Technology), США, разработали математическую модель, рассчитывающую максимальную высоту, до которой может вырасти дерево в определенных условиях окружающей среды, сообщает BBC News со ссылкой на публикацию в журнале PLoS One (журнал Публичной научной библиотеки).

Исследователи надеются, что эта модель поможет экологам лучше понять взаимоотношения между деревьями и окружающей экосистемой, а также вычислить, как изменения климата могут повлиять на лесозаготовки.

Модель учитывает базовую физику роста дерева: интенсивность тока древесного сока и структуру древесного полога. Опираясь на эти сведения, ученые встроили в свою модель региональные метеорологические данные об осадках, среднегодовой температуре и т.д., которые влияют на максимальную высоту деревьев в конкретном районе.

После того, как результаты вычислений сравнили с данными, собранными Федеральным лесным управлением США (US Forest Service), выяснилось, что расчеты ученых весьма точно совпадают с измерениями реальных деревьев. Любопытно, что модель работает с данными об «идеальном» дереве, т.е. собирательном образце всех видов деревьев в США, и не умеет определять тип конкретного дерева, высоту которого рассчитывает.

Исследователи также использовали свою модель для того, чтобы узнать, что произойдет с максимальной высотой деревьев, если в стране изменится среднегодовая температура. Выяснилось, что повышение температуры на 2 ºC уменьшит среднюю максимальную высоту деревьев примерно на 11%, тогда как понижение температуры на 2 ºC сделает деревья выше на 13%.

Новая модель может работать и в других регионах мира, не только в США, если внести в нее соответствующие данные. Теперь разработчики хотят научить программу рассчитывать потенциальную высоту конкретных деревьев, чтобы понять, что больше влияет на существование живых существ — гены или окружающая среда.