Открытая Арктика

Открытая Арктика

Таяние арктических льдов открыло новые торговые пути вдоль северного побережья Сибири, сообщает Reuters со ссылкой на сайт Гидрометцентра России. Это значит, что у традиционных маршрутов Восток-Запад, пролегающих через Суэцкий канал, может вскоре появиться сильный конкурент.

Текущий год стал третьим в списке самых тёплых, начиная с 1936 года. Благодаря этому льда в Арктике растаяло на 56% больше среднегодовой нормы, что сделало навигацию в ранее труднодоступных водах чрезвычайно лёгкой. «С начала августа плавание без ледокола возможно практически на всех путях», — говорится на сайте ведомства. Метеорологи говорят, что так будет до конца сентября.

Путь из Японии или Китая в Европу, проложенный вдоль Арктического побережья России, будет на несколько тысяч километров короче, чем традиционный, через Тихий океан и Суэцкий канал. Как пишет Reuters, Россия надеется этим воспользоваться и заработать на взимании такс, а также на предоставлении транспортникам своего уникального флота атомных ледоколов.

В этом году государственная компания «Совкомфлот» уже отправила северным путём больше танкеров со сжиженным газом.

Напомним, годовой максимум площади арктических льдов, достигнутый к концу марта этого года, оказался рекордно низким. Он составил 14,64 млн кв. км, что на 1,2 млн кв. км меньше, чем средний уровень за 1979-2000 годы. Так мало льда в Арктике зимой было всего ещё только один раз за всю историю наблюдений — в 2006 году.

А уже в мае, плюс к тому, обнаружилось, что лёд  Гренландии и в остальной части Арктики тает быстрее, чем ожидалось. По прогнозам климатологов, это может привести к повышению уровня мирового океана на 90-160 см к 2100 году, что угрожает затоплением многим прибрежным районам и странам. Так что открытие арктических торговых путей — пусть приятный, но всё-таки бонус к весьма тревожному в целом процессу.

Ключевые слова: экология, транспорт
 
# Вопрос-Ответ