Смена эпох

22 июля 2011 года, 11:52
Смена эпох

Вчера шаттл «Атлантис» (Atlantis) вернулся на Землю из своего последнего полета к Международной космической станции (МКС). Так закончилась 30-летняя американская история освоения космоса, пишет агентство France-Presse.

Последний шаттл приземлился у Космического центра Кеннеди (Kennedy Space Center) около 6 утра по местному времени. С этого момента и на ближайшие несколько лет Россия осталась единственной обладательницей транспорта до МКС.

История американских шаттлов завершилась спустя 42 года после того, как американский астронавт Нил Армстронг (Neil Armstrong) стал первым человеком, ступившим на Луну в рамках 11-й миссии «Аполлон» (Apollo). Последняя миссия шаттла — STS-135 — 13-дневный полет к МКС и обратно с грузом, чтобы наполнить хранилища станции пищей и необходимыми вещами еще на один год.

В процессе работы над программой шаттлов США создали флот космических челноков многоразового использования — «Атлантис» (Atlantis), «Челленджер» (Challenger), «Колумбия» (Columbia), «Дискавери» (Discovery) и «Эндевор» (Endeavour). С момента первого запуска шаттла 12 апреля 1981 года, пять кораблей налетали более 872 млн км и перевезли 355 человек из 16 стран мира. «Атлантис» летал в космос 33 раза, совершив 4848 оборотов вокруг Земли и преодолев 202 673 974 километра.

Шаттл «Колумбия» взорвался в 2003 году, «Челленджер» — в 1986-м, при этом погибло 14 членов экипажа. После этих трагедий осталось только три челнока, а также «Энтерпрайз» (Enterprise), названный так в честь корабля одной из частей сериала Star Trek — прототип, который так и не побывал в космосе. Все четыре космолета станут музейными экспонатами в ближайшие месяцы.

Однако сворачивание программы шаттлов не означает закрытие американской программы освоения космоса: теперь США сфокусированы на исследованиях далеких областей вселенной. НАСА (NASA) сейчас создает команду и транспорт, чтобы отправить человека на астероид в 2025 году и на Марс в 2030. А перевозку грузов и людей на МКС агентство планирует отдать на откуп частным космическим компаниям, которые строят свои челноки и смогут начать работать с ними уже в 2015 году. Пока же астронавты из всех стран мира будут добираться до МКС на российских «Союзах» — начинается их эра.

Технически российские челноки «Союз» не сильно изменились с первого полета человека — Юрия Гагарина — в космос в 1961 году. Представители Роскосмоса заявляют, что основная причина того, что американские шаттлы уходят на покой, а российский «Союз» все еще летает, в том, что отечественный челнок приземляется вертикально с помощью парашютов — это делает его более надежным и менее дорогим.

В этом году Россия стала использовать модернизированную версию шаттла — «Союз ТМА-М», который легче предшественника и использует цифровой, а не аналоговый компьютер. Отечественные разработчики продолжают работать над созданием новых челноков.

К сожалению, в истории этих космолетов также есть трагические страницы: в 1967 году «Союз-1» с космонавтом Владимиром Комаровым на борту разбился при приземлении, а в 1971 году три члена экипажа «Союза-11» погибли, когда капсула, в которой они находились, разгерметизировалась в космосе.

Однако с тех пор российские челноки показывали превосходную надежность. Астронавты будут путешествовать на МКС на «Союзах» вплоть до 2016 года.

Ключевые слова: космос
Просмотров: 3776
Все лента новостей