Стресс для всех

20 июля 2011 года, 13:33
Стресс для всех

Материнский стресс может передаваться ребенку в утробе и затем иметь длительный эффект, сообщает BBC News. Ученые из университета Констанц (University of Konstanz), Германия, обнаружили, что рецепторы гормонов стресса подвергаются биологическим изменениям в организме у нерожденного ребенка, если его мать находится в стрессовом состоянии, к примеру, из-за жестокого партнера. В результате этих изменений ребенок сам становится менее устойчив к стрессам, что в итоге может привести к психическим заболеваниям и поведенческим проблемам.

Исследование проводилось с участием 25 женщин и детей, которым сейчас от 10 до 19 лет. Специалисты отмечают, что обстановка дома у участниц была особенной (они жили с постоянной угрозой насилия со стороны супруга или партнера), и что большинство беременных женщин не подвергаются стрессам такого уровня изо дня в день. Кроме того, результаты исследования нельзя назвать окончательными — они могут зависеть от многих других факторов, включая социальное окружение ребенка во время взросления. И все же условия при внутриутробном развитии ребенка играют ключевую роль.

Исследователи изучили гены матерей и их отпрысков, чтобы найти какие-нибудь необычные особенности. Оказалось, что у некоторых подростков имелись изменения в одном особом гене — глюкокортикоидном рецепторе, который помогает регулировать гормональную реакцию организма на стресс. Такие генетические деформации обычно возникают, когда ребенок развивается в матке, и провоцирует эти изменения материнское плохое эмоциональное состояние.

Теперь ученые планируют провести более подробное исследование с участием большего количества матерей и детей, чтобы подтвердить полученные ранее результаты.