Художницу убрали с биеннале

Художницу убрали с биеннале

Скандал на Венецианской биеннале современного искусства: несколько работ художницы Айдан Салаховой были убраны из экспозиции азербайджанского павильона, сообщает «Российская газета». Президент страны Ильхам Алиев, посетивший национальный павильон Азербайджана 1 июня, счёл эти произведения либо слишком мусульманскими, либо оскорбляющими ислам.

Увидев скульптуру «Предстоящая», изображающую одетую в глухую чёрную одежду мусульманскую женщину, официальные лица выразили мнение, что религиозное искусство не должно представлять на международной выставке светскую страну, такую как Азербайджан. Что же касается объекта «Чёрный камень», вольно трактующего образ Чёрного камня в Мекке (одной из главных мусульманских святынь), а также графических работ, раскрывающих сексуальность в религиозном контексте, то их, напротив, сочли оскорбительными для ислама.

Скульптуры сначала были закрыты белой тканью, под предлогом полученных ими при транспортировке повреждений, а потом и вовсе убраны из экспозиции. По словам куратора павильона Берал Мадры, она, комиссар павильона Чингиз Фарзалиев и сама Айдан Салахова несколько дней вели переговоры с властями, убеждая тех, что акт цензуры нанесёт имиджу страны куда больший ущерб, чем выставление этих работ. Однако в Баку были непреклонны. Не согласились представители азербайджанских властей предержащих и на предложение организаторов биеннале оставить скульптуры, снабдив их уведомлением о том, что образы являются вольной интерпретацией художника. 

Решение азербайджанских властей не только противоречиво, но и, по большому счёту, бессмысленно, – ведь скульптуры и рисунки Салаховой подробно описаны в каталоге, а их изображения есть на сайте биеннале.

Комментируя конфликт, Берал Мадра сказала журналистам, что «в подобных конфликтах художникам и кураторам необходимо иметь международную правовую защиту».

Справедливости ради стоит отметить, что в чём-то похожая история произошла с США, которые в 2008 году на той же Венецианской биеннале представляли инсталляции художника Тайри Гайтона. В 1990-х местные власти дважды порывались стереть будущие жемчужины американского павильона со стен заброшенных домов в Детройте.

Между тем, презентация произведений искусства на Венецианской биеннале, как показывает практика, может заметно увеличить их коммерческую ценность. Так, цифровой фото-коллаж группы «AES+F» из эпического проекта «Последнее восстание», хит российского павильона на Венецианской биеннале в 2007 году, год спустя на аукционе «Сотбис» (Sotheby's) был оценен в сумму до $220 тыс.
Ключевые слова: музеи, выставки, искусство
 
# Вопрос-Ответ