Бернини в Москве

03 июня 2011 года, 18:26
Бернини в Москве

4 июня в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина откроется выставка Джованни Лоренцо Бернини «Голова медузы» из собрания Капитолийских музеев, Рим, Италия. Как и выставки картины Рафаэля «Дама с единорогом» из собрания Галереи Боргезе и Сандро Боттичелли «Паллада и Кентавр» из собрания музея Уффици она приурочена к «году Италии в России».

Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в семье известного скульптора Пьетро Бернини. К 10 годам мальчик уже был обучен азам ваяния и отправился с отцом работать в Рим. С 16 лет младший Бернини получал регулярные заказы на портретные бюсты, в 20 изобразил самого папу Павла V. Но все же основной расцвет его творчества связан с покровительством кардинала Маффео Барберини, который в 1623 году взошел на папский престол под именем Урбана VIII. Тогда Бернини стал во главе целого комбината специалистов, призванных полностью изменить лицо столицы христианского мира. Кульминацией этих изменений стало создание в 1656–1665 годах площади перед собором Святого Петра и грандиозной овальны колоннады. Бернини также прославился как автор фонтанов – Тритона на площади Барберини и Четырех рек на площади Навона.

Скульптура «Голова Медузы», сделанная Бернини в 1630году является одной из самый известных работ скульптора. Горгона Медуза, персонаж греческой мифологии, способный взглядом превращать людей в камень, традиционно изображалась уродливым чудовищем, с вьющимися вокруг головы змеями, выпученными глазами, высунутым языком и торчащими изо рта клыками. Позже, в классическом искусстве, образ Медузы поэтизируется, она превращается в необыкновенное создание, наказанное богиней Афиной за то, что отважилась соперничать с ней.

Джованни Лоренцо Бернини изваял портрет Горгоны, запечатленной в момент ее превращения из красавицы с чудище. Стремясь раскрыть замечательные подражательные качества скульптуры, Бернини переосмысливает античный миф: не Горгона своим взглядом обращает врагов в камень, но сама Медуза, которая по роковой ошибке ловит свой образ в воображаемом зеркале, в буквальном смысле на наших глазах превращается в мрамор.

Как рассказывал «Вокруг Света», в рамках «года Италии в России» в Пушкинском музее пройдет еще одна выставка: «Положение во гроб Христа» Микеланджело да Караваджо из музеев Ватикана.

Ключевые слова: музеи, выставки, искусство
Просмотров: 5055
Все лента новостей