Наш ответ коллайдеру

03 июня 2011 года, 11:25
Наш ответ коллайдеру

В городе Протвино, Россия, Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» (НИЦ КИ) планирует возродить и усовершенствовать уникальный по своей сути протонный ускоритель, создание которого было заморожено в 1990-е годы. Об этом сообщает РБК, ссылаясь на слова Михаила Попова, главного ученого секретаря и заместителя директора НИЦ КИ.

Строительство Ускорительно-накопительного комплекса (УНК) было запущено в 1980-е на базе Института физики высоких энергий. По возможностями характеристикам этот проект был близок к Большому адронному коллайдеру (БАК) – энергия пучков протонов будет равняться 3 ТэВ. БАК сейчас работает на энергии 3,5 ТэВ, однако в проекте его мощность может достигать 7 ТэВ.

В 1990 году строительство УНК было заморожено. До этого на глубине 60 м. уже успели построить туннель протяженностью 21 км. – для сравнения: это больше, чем длина туннеля кольцевой линии Московского метрополитена. Также было завершено строительство подземного зала для экспериментов, установлено некоторое оборудование, элементы системы освещение и вентиляции. Считается, что если бы проект сумели завершить, то Россия была бы в числе лидеров в области физики высоких энергий, а сам УНК конкурировал бы с американским ускорителем Tevatron. Сейчас в туннеле ведутся консервационные работы. Ожидается, что планирование работы с ускорителем начнется с 2013 года.

Напомним, что БАК был запущен 10 сентября 2008 года, однако через девять дней его работы произошла утечка жидкого гелия, использующегося для охлаждения сверхпроводящих магнитов. Причиной аварии стал перегрев электрического соединения, что привело к поломке 53 магнитов (из 1 624). Ученые планировали повторно запустить БАК через два месяца после аварии, этот срок затем неоднократно передвигался. Его ремонт и исправление стоили $40 млн (общая стоимость проекта оценивается в $6 млрд). В ноябре 2009 года БАК был снова запущен в работу и начал давать ученым весьма ценные данные. Сейчас работа коллайдера вновь приостановлена, а возобновится она в 2012 году.

За время работы БАКа на нем был получен целый ряд очень важных результатов. Только минувшей осенью физикам удалось получить материю той плотности, какая, по их предположениям, характеризовала ткань мира во время Большого взрыва; на одну секунду удержать в магнитном поле 38 атомов антиводорода и начать эксперименты по столкновению тяжелых ионов.