Бактерия-кофеман

Старшекурсник университета Айовы (University of Iowa), США, Райан Саммерс (Ryan Summers) вместе с коллегами впервые подробно описал процесс расщепления одним из видов бактерий кофеина, пишет Discovery. Это достижение может иметь весьма важное значение для экологии и медицины.

Что интересно, «подопытную» бактерию Саммерс нашёл в почве в окрестностях кампуса. Выделив из пробы земли всю микрофлору, молодой учёный «посадил» её на питание исключительно кофеином. Таким образом, через некоторое время выжил только один микроорганизм – «бактерия-кофеман» Pseudomonas putida CBB5. Это миниатюрное существо умеет разлагать молекулу кофеина на углекислый газ (CO2), аммиак (NH3), отщепляя водород и метиловые группы.

Кофеин-расщепляющие бактерии известны с 1970-х, но Саммерсу и его команде впервые удалось описать во всех деталях, как они это делают и составить полный список задействованных при этом энзимов (ферментов),  а также генов, отвечающие за их выработку. Исследователи подробно описали весь процесс в своей статье на сайте Американского микробиологического общества (American Society for Microbiology).

Эта работа в перспективе может принести большую пользу медикам при разработке некоторых препаратов. Она также поможет экологам создать новые средства, расщепляющие кофеин в чайных и кофейных отходах, с минимальным вредом для природы.

Отметим, что недавно генетики из американского Национального онкологического института (National Cancer Institute), идентифицировали два гена, связанные с количеством потребляемого человеком кофеина. Оба они участвуют в процессе переработки кофеина печенью. Данное открытие объясняет, почему некоторые люди могут выдержать больше кофеина, чем другие – организм обладателей таких генов просто более толерантен к кофеину. Впрочем, исследование не обнаружило прочной связи между потреблением кофеина и генами, участвующими в реакции мозга на кофеин.

А год назад исследователи из Бристольского университета (Bristol University), Великобритания, выяснили, что широко известное бодрящее действие утренней чашки кофе – по большей части самовнушение.