Арктические зимники растают

31 мая 2011 года, 12:52
Арктические зимники растают

Глобальное потепление, скорее всего, освободит прибрежные районы Арктики от льда и мерзлой почвы и сделает их пригодными для развития лесной и горнодобывающей промышленности к середине 21 века, сообщает агентство Reuters со ссылкой на новое исследование.

Повышение температуры уже привело к тому, что объем льда в Арктике летом сократился, а это в ближайшие десятилетия откроет доступ к региону рыбакам, туристам и нефтегазовым компаниям, а также, возможно, откроет новые более короткие пути для грузоперевозок из Китая в Европу.  

Арктика - стратегически важный регион для США, России и Китая, т.к. обладает еще не освоенными природными ресурсами и через него можно проложить транспортные пути. В американском геологическом исследовании говорится, что около 25% всех неразведанных залежей нефти и природного газа находятся в Арктике.

Однако потепление также растопит и так называемые “ледяные дороги” - временные зимники, которые сейчас используются, чтобы попадать к удаленным внутренним территориям Арктики, где растут леса и находятся месторождения алмазов и минералов.

“Эти территории будут покинуты людьми и вернутся к дикому состоянию”, - говорит Лоуренс Смит (Lawrence Smith), профессор географии в университете Калифорнии (University of California), США, один из соавторов исследования.

Зимники проходят по мерзлой земле, льду замерзших рек, озер и болот. Прокладка такой дороги стоит на 96-98% дешевле, чем строительство постоянной трассы, которую надо будет строить, чтобы добраться до внутренних ресурсов. Соответственно, стоимость добычи этих ресурсов сильно увеличится по сравнению с тем, что есть сейчас.

С таянием зимников местное население также будет изолировано и столкнется с удорожанием тех товаров, которые может получить только с Большой земли посредством авиаперевозок.

Все восемь стран, граничащих с Арктикой, - Канада, Финляндия, Гренландия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США - испытают трудности с доступом по зимникам к своим северным территориям.

Согласно компьютерному моделированию, проведенному в рамках исследования, которое поддержали НАСА (NASA) и Национальный научный фонд (National Science Foundation), Россия, Канада и США потеряют большую часть территории, по которой можно было бы строить зимники.

“Бриллиантовая дорога” из Тиббитта в Контуойто в Северной Канаде впервые была построена в 1982 году и считается одной из самых доходных “ледяных дорог” в мире, т.к. ведет к нескольким алмазным месторождениям. Согласно исследованию, эта дорога также будет частично разрушена, т.к. около 300 км ее проложено по поверхности замерзших озер.  

К 2020 году время использования зимников (сейчас это около 10 недель) сократится на 17%. Нефтегазовые компании могут потерять доступ к некоторым материковым скважинам, но смогут попасть к шельфовым месторождениям и выиграют за счет более дешевых морских перевозок.

Но вот лесозаготовка и добыча руды пострадают сильнее, т.к. строительство постоянных дорог к местам добычи этих ресурсов будет весьма дорогим.

Но чтобы более точно просчитать экономические выгоды и потери от растапливания зимников, необходимы дальнейшие исследования, говорят авторы работы.

Однако таяние зимников и недоступность некоторых природных ресурсов - не самые страшные последствия глобального потепления. Специалисты по климату Дэвид Кинг (Sir David King) и Джон Шельнхубер (John Schellnhuber), консультирующие правительства Германии и Великобритании, считают, что человечеству вряд ли удастся удержать выбросы парниковых газов на уровне, достаточном, чтобы не допустить потепления глобальной температуры на 2'С.

Современная наука считает, что при таком повышении температуры миллиарды людей столкнутся с нехваткой воды и пищи. Более того, профессор Кинг полагает, что с 20%-ной вероятностью температура поднимется на 3,7'C, что может нанести серьезный удар мировой экономике.
Ключевые слова: климат
Просмотров: 3811
Все лента новостей