Гроза кембрийских морей

26 мая 2011 года, 14:44
Гроза кембрийских морей

Задолго до появления динозавров моря бороздили быстрые зубастые хищные моллюски – аномалокариды (сем. Anomalocarididae), сообщает Discovery. Судя по окаменевшим останкам, найденным недавно в Марокко, они были крупнее и вымерли позже, чем до сих пор считали учёные. Находка палеонтологов из университета Гента (Ghent University), Бельгия и Музея естественной истории при Йельском университете (Yale Peabody Museum of Natural History), США подробно описана в сегодняшнем номере журнала Nature.

Длина тела найденного американскими учёными аномалокарида при жизни составляла примерно один метр. Из его головы торчала пара шипастых щупалец, а ротовое отверстие было окружено острыми, как бритва, пластинчатыми зубами. Каждый сегмент его тела также нес острые отростки. Крупные глаза позволяли высматривать добычу. Одним словом, это была настоящая гроза древних морей. Аномалокариды охотились на мягкотелых морских животных и, может быть, также на других моллюсков, таких, как аммониты. При этом разные их виды могли использовать разные тактики, как затаиваясь в иле, так и патрулируя придонное пространство.

«Аномалокариды являлись одними из самых своеобразных групп кембрийских животных, – говорит Дерек Бриггс (Derek Briggs) из Йеля, соавтор исследования. – Эти гигантские беспозвоночные хищники демонстрируют морфологию, развившуюся в группе организмов, отделившейся от основной эволюционной линии, которая дала начало современным морским организмам, и затем исчезнувшей. Теперь мы знаем, что они просуществовали дольше, чем до сих пор считалось».

До сих пор учёные полагали, что аномалокариды исчезли в результате так называемого «Кембрийского взрыва», случившегося под занавес одноимённого геологического периода (540-500 млн лет назад) и заключавшегося в вымирании многих групп животных. Однако марроканская находка относится к началу следующего периода, Ордовика. А значит, зубастые хищные моллюски доминировали в морях на 30 млн лет дольше.  Их вымирание, по-видимому, было связано с появлением более приспособленных организмов, «сбросивших» аномалокарид с вершины пищевой цепочки.Это были ракоскорпионы, или эвриптериды (Eurypterida) – крупные морские членистоногие, похожие на современных скорпионов, и родственные наутилусам.

После ракоскорпионов следующей крупной группой хищников, доминировавшей в морях, стали морские динозавры.