Мамонтов накрыло взрывной волной

13 июня 2007 года, 13:38

Специалисты Национальной лаборатории Лоуренса Беркли (Lawrence Berkeley National Laboratory), штат Калифорния, США, нашли следы кометы, взорвавшейся 12,9 тыс. лет назад над территорией Канады, пишет газета Washington Post. По мнению ученых, именно этот взрыв, эквивалентный нескольким миллионам ядерных боеголовок, мог стать причиной гибели мамонтов, а также еще 15 видов больших млекопитающих того периода, так называемой мегафауны, в том числе мастодонта, саблезубой кошки, американского верблюда и гигантского земляного ленивца.

Десятилетиями ученые спорили о том, как вымерли мамонты: сыграл ли в их исчезновении роль человеческий фактор (появившееся слишком большое количество охотников), или эти доисторические животные погибли в результате изменений климата, произошедших в конце плейстоцена. Многие утверждали, что мамонтов убило и то, и другое.

Новая гипотеза основывается на обнаруженных в более, чем 20-ти районах США и Канады материалах внеземного происхождения. Они включают относящиеся к одному и тому же времени стекловидный уголь, микроскопические алмазы, обогащенный иридий. Однако самое важное открытие ученых состоит в том, что именно со времени, к которому относятся частицы, на континенте теряются все следы мамонтов.

По мнению ученых лаборатории, частицы могли появиться в результате взрыва коменты, вызвавшего настолько сильную взрывную волну, что она накрыла всю территорию Северной Америки. Этого было достаточно, чтобы уничтожить большую часть всего живого на континенте. Тех же, кто выжил в этой катастрофе, погубило исчезновение пищи и загрязненная вода. Это событие также могло стать концом культуры Кловис, доисторических северо-американцев, которые охотились за мамонтами.

Между тем, недавно другая группа ученых, из Лондонского Университета (University of London), исследовав ДНК шерсти, костей и зубов мамонтов, установила, что существовали две генетические разновидности этих животных. Одна из них по неизвестным причинам внезапно вымерла около 40 тыс. лет назад, задолго до появления кометы над Канадой.