Эволюция древней жизни

Ученые под руководством профессора Мартина Бразье (Martin Brasier) из Оксфордского университета (Oxford University), Великобритания, обнаружили окаменелости, которые содержат в своем роде исторические бактерии – они принадлежат к тому моменту в эволюции, когда бактерии начали становиться более сложными клетками, способными на фотосинтез и половое размножение, сообщает Daily Mail. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature.

Бактерии, являющиеся одними из первых форм жизни, совершивших переход из жизни в океане к озерам, были обнаружены в скалах (одних из самых древних в Великобритании) у шотландского озера Торридон. «Эти новые окаменелости показывают, что переход к сложным водорослевым клеткам, жившим в озерах на суше, начался более миллиарда лет назад, гораздо раньше, чем это считалось», – рассказал руководитель исследования. В отличие от предков-бактерий, у этих водорослевых клеток была особая структура, в которой было ядро и «механизм», необходимый для фотосинтеза. А половое размножение позволяло ускорить эволюцию. По мнению специалистов, эти организмы являются отдаленными предками зеленых водорослей и растений на суше.

Кстати говоря, отчасти у этих первых водорослей есть сходство не только с их непосредственными потомками, но и с людьми. Как недавно обнаружили ученые, биологические часы человеческих клеток такие же, как в водорослях, существовавших на Земле уже много миллионов лет назад.

Напомним, что первые формы жизни начали развиваться в океане почти 4 млрд лет назад, но за почти три последующих миллиарда лет никакого прогресса не наблюдалось – они так и остались на уровне примитивных одноклеточных. Как до сих пор считалось, многоклеточные формы жизни появились лишь миллиард лет назад. А около 500 млн лет назад произошел так называемый Кембрийский взрыв, приведший к появлению большинства существующих сегодня групп животных. Вскоре после этого на Земле возникли динозавры и млекопитающие.