Нежданное открытие

08 апреля 2011 года, 17:50
Нежданное открытие

Учёные, работающие на «Теватроне», ускорителе элементарных частиц (коллайдере) Национальной ускорительной лаборатории им. Энрико Ферми (Fermilab) в штате Иллинойс, США, судя по всему, обнаружили долгожданную элементарную частицу – или новую, доселе неизвестную, субатомную силу. Во всяком случае, на это указывает необъяснимый переизбыток энергии, возникший в ходе одного из экспериментов. О сенсационном открытии рассказывает газета New York Times.

В «Теватроне» происходит столкновение пучков протонов и антипротонов с энергией в несколько триллионов электронвольт. При этом образуются особые элементарные частицы – W-бозоны. В одной из серий экспериментов при столкновении частиц раз за разом образовывался непредусмотренный теоретически значительный переизбыток энергии в 144 млрд электронвольт. Для сравнения, протон «весит» около 1 млрд электронвольт.

Откуда взялось столько «лишней» энергии? Пока что у физиков есть два основных предположения. Во-первых, речь может идти о загадочном и неуловимом бозоне Хиггса, получить который физики пытаются уже давно. Другое объяснение, куда более интересное, говорит о том, что скачок энергии объясняется присутствием элементарной силы, отличной от всех четырёх известных науке до сих пор – гравитации, электромагнетизма, сильного и слабого взаимодействий. Этот новый, доселе неизвестный тип взаимодействия, возможно, действует только на очень коротких дистанциях, не превышающих размеры атомного ядра.

«Никто не знает, что это, – говорит Кристофер Хилл (Christopher Hill), физик-теоретик из лаборатории Ферми. – Если наше открытие подтвердится, оно будет самым значительным в физике за последние полвека». Коллеги Хилла, по их словам, «взволнованы и даже несколько напуганы» открывающимися перспективами, но, будучи истинными учёными, перебирают все возможные альтернативные объяснения происшедшего.

Напомним, что получить загадочный бозон Хиггса обещают в течение ближайших двух лет сотрудники Большого адронного коллайдера (БАК) в Швейцарии. Если это удастся сделать, БАК может стать первой реальной машиной времени, говорят учёные. Хотя и очень ограниченного применения.