Глаз из пробирки

07 апреля 2011 года, 17:18
Глаз из пробирки

Японские учёные вплотную подошли к тому, чтобы вырастить из стволовых клеток полноценный глаз, сообщает ABC Science со ссылкой на журнал Nature. Пока что это мышиные стволовые клетки и мышиный глаз, к тому же не полностью развитый. Однако это уже большой успех, значение которого для трансплантологии трудно переоценить.

Учёным из Центра биологии развития «Рикен» (CDB Riken) в провинции Кобе, Япония, удалось вырастить в лабораторных условиях из стволовых клеток, взятых у грызунов, полный аналог мышиного глаза на ранней стадии развития. Впервые такой «глаз из пробирки» имеет все основные структуры, присущие нормальному глазу, включая сетчатку, и растёт совершенно аналогично оригиналу.

«До сих пор это считалось невозможным, так как требуется воспроизвести сложный комплекс условий, что чрезвычайно трудно сделать в лаборатории, – комментирует работу японских коллег Эндрю Элифанти (Andrew Elefanty) из Лаборатории иммунологии и стволовых клеток при университете Монаш (Monash Immunology and Stem Cell Laboratories), Австралия. – Интересно, что культура, использованная учёными, позволила глазу развиваться совершенно нормально, так, как это происходит в организме».

Эксперт не сомневается, что вскоре станет возможным выращивать из человеческих стволовых клеток полноценные глаза, которые можно будет пересаживать больным.

Чудесное свойство стволовых клеток превращаться (в определённых условиях) в любые клетки, ткани и органы открывает перед медиками широкие перспективы, освоение которых идёт полным ходом. Только в этом месяце мы узнали, что американским учёным уже практически удалось вырастить из них живое сердце для трансплантации, а японские и британские исследователи открыли химическое вещество, «призывающее» стволовые клетки к ране для её быстрого заживления.

Кроме того, как писал недавно «Вокруг света», с помощью стволовых клеток можно смоделировать в лаборатории развитие многих тяжёлых болезней и тем самым приблизиться к победе над ними.