Шокирующий выбор

Шокирующий выбор

В реальной ситуации люди зачастую совершают совершенно иной выбор, нежели в гипотетической. Морально-этические соображения, столкнувшись с суровой правдой жизни, отходят на второй план, оставляя при этом, правда, место для жалости. Отличным подтверждением этому служит эксперимент психологов из Кембриджского университета (Великобритания), о котором рассказывает сайт Science News.

Суть дилеммы, перед которой английские исследователи ставили участников эксперимента, была очень проста: разрешишь ударить другого человека током – получишь деньги. Размер вознаграждения варьировался в зависимости от постепенно возрастающей силы удара и начинался от одного фунта стерлингов. Потолок при этом был установлен на уровне 20 фунтов.

Пока подобный выбор оставался чисто умозрительным, 64% подопытных заявляли, что ни за какие деньги не подвергнут ближнего электрошоку, даже самому слабому. Однако во второй, практической, стадии эксперимента подавляющее большинство изменило своё мнение. 96% раз за разом нажимали на кнопку «Yes», чтобы получить уже не гипотетические, а вполне реальные деньги. Правда, «палачи», видевшие содрогающуюся в конвульсиях руку «жертвы», не доходили до конца и останавливались в среднем на 15,77 фунтах. А если им показывали ещё и лицо – то на 11,55.

Томограммы показывали, что при совершении выбора в мозгу испытуемых возбуждался специфический отдел – островковая доля, отвечающая, по-видимому, за эмоции. Ориэл Фельман-Холл (Oriel FeldmanHall), один из авторов исследования, полагает, что это отражение непростого выбора между жаждой денег и жалостью к «жертве».

«Результаты нашего эксперимента могут оказаться для кого-то холодным душем, но о них стоит узнать, это пригодится в жизни», – сказал учёный журналистам, добавив, что изучение механизмов возникновения чувства жалости в нашем мозгу ещё только начинается. Однако о том, что даже в условиях эксперимента человек способен на многое, известно давно, достаточно вспомнить классические «тюремный эксперимент» Филиппа Зимбардо (Philip George Zimbardo) и эксперимент Стенли Мильграма (Stanley Milgram), известный также как «тест Эйхмана».

Работа кембриджских учёных, представленная 4 апреля на ежегодной встрече Общества когнитивной неврологии (Cognitive Neuroscience Society) в Сан-Франциско, США, напоминает эксперимент трёхлетней давности, в котором нейрофизиологи из Бостонского университета установили, что информация о чужих заработках стимулирует людей работать лучше. Подопытные, получавшие за выполнение заданий больше денег, чем их конкуренты, демонстрировали более высокую активность в так называемом мозговом «центре удовольствия».

 
# Вопрос-Ответ