Самый большой радиотелескоп

04 апреля 2011 года, 13:45
Самый большой радиотелескоп

К 2024 году в Австралии или Южной Африке (место сейчас выбирается) будет построен «Радиотелескоп площадью в квадратный километр» (Square Kilometre Array, SKA), сообщает BBC. Этот прибор, не имеющий в настоящее время аналогов по размерам и мощности, должен будет помочь астрономам увидеть рождение новых планет и галактик, раскрыть природу загадочной тёмной энергии и найти в космосе следы внеземных цивилизаций. Square Kilometre Array заранее называют одним из главных научных прорывов XXI века.

Название телескопа не следует понимать буквально: он будет состоять не из одной «тарелки» диаметром в километр, а из тысячи маленьких антенн. Как сообщают в Манчестерском университете (University of Manchester), Великобритания, где в настоящее время располагается штаб-квартира проекта, SKA будет в 50 раз превосходить лучшие существующие аналоги по чувствительности и в 10 тыс. раз – по скорости сканирования. Его «взгляду» будет доступно около 100 млн галактик, ближайших к нашей.

Соглашение о строительстве нового мега-телескопа было подписано в Риме представителями Австралии, Великобритании, Германии, Италии, Китая, Нидерландов, Новой Зеландии, Франции и Южной Африки. Вместе с ещё 11 странами они должны будут вложить в проект 1,5 млрд. Сооружение телескопа планируется начать в 2016 году и завершить его за 8 лет.

Напомним, что сейчас на орбите Земли находится другой мощный телескоп – «Планк» (Planck) Европейского космического агентства (ESA). В январе этого года стало известно об открытии «Планком» мегаскоплений галактик, «слепленных» друг с другом гравитационными силами и «укутанных» в облака раскалённого газа. Ранее сообщалось, что этот запущенный на орбиту Земли в позапрошлом году телескоп дал картину реликтового излучения Вселенной – «эха» породившего её Большого взрыва. Миссия «Планка» рассчитана на 3 года и, как надеются учёные, принесет ещё немало важных и интересных открытий.