Метеорит и пробирка

В результатах знаменитого эксперимента 50-х годов XX века, пролившего свет на возникновение жизни на Земле, найдена параллель с данными анализа не менее знаменитого метеорита (Murchison meteorite), упавшего на Землю 40 лет назад, сообщает BBC News. Это может указывать на универсальность законов происхождения живых существ во всей Вселенной.

«Вокруг света» уже рассказывал о том, как профессор Джеффри Бада (Jeffrey Bada) с коллегами из Калифорнийского университета (University of California) в Сан-Диего, США, продолжил научную работу своего учителя Стенли Миллера (Stanley Miller). Последний ставил эксперименты, призванные подтвердить существовавшую в середине прошлого века теорию возникновения живой материи из бескислородной атмосферы доисторической Земли под действием молний. В своих опытах Миллер моделировал эту гипотетическую ситуацию, пропуская электрические разряды через пробирку с газовой смесью. Когда в результате в искусственной «атмосфере» действительно образовывались некоторые аминокислоты, являющиеся, как известно, основным «строительным материалом» для живой материи, это произвело настоящую сенсацию. Впоследствии, однако, воззрения на состав атмосферы Земли на раннем этапе ее развития изменились и выводы Миллера потеряли актуальность.

Однако в 2000-х годах проф. Бада после смерти своего учителя обнаружил в его архиве несколько сосудов с материалами другого эксперимента, которые Миллер никогда не анализировал. В них имитировалось возникновение живого вещества из вулканических газов, включающих сероводород (H2S). Анализ этих материалов с помощью современной чувствительной аппаратуры показал, что в них присутствует более 20 различных аминокислот – больше, чем получалось в классических экспериментах Миллера. Проф. Бада считает, что состав вулканических газов на молодой Земле мог быть близок к составу той смеси, с которой экспериментировал Миллер.

Теперь стало известно, что состав органической смеси, полученной Миллером в результате тех «вулканических» экспериментов, очень похож на состав упавшего на нашу планету 40 лет назад так называемого «мерчисонского метеорита» (Murchison meteorite), упавшего в Австралии в 1969 году. Напомним, учёные обнаружили в этом небесном теле несколько десятков аминокислот. На основании этого профессора Бада предполагает, что механизмы зарождения жизни, открытые его учителем, могут быть характерны не только для Земли, но и для других планет.

Впрочем, далеко не все коллеги американского учёного разделяют его точку зрения. Некоторые новейшие исследования указывают на то, что извержения вулканов затормозили зарождение жизни на Земле, а не спровоцировали его. Причём большую роль в этом сыграл как раз элемент, фигурировавший в эксперименте Миллера, – сера (S).