Россияне забывают науку

23 марта 2011 года, 09:28
Россияне забывают науку

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос о том, интересуются ли россияне наукой и какие именно ее области им интересны, сообщает официальный сайт центра. Помимо этого, исследователи также выявили данные о том, кого из современных ученых знают наши соотечественники.

Результаты исследования показывают, что за последние четыре года интерес россиян к новым научным и техническим достижениям снизился. Доля интересующихся этой областью снизилась с  68% до 54%. При этом выросло число людей, индифферентно относящихся к открытиям в науке и технике – с 28% до 43%. Больше других современной наукой и техникой интересуются мужчины (61%), люди в возрасте от 21 до 24 лет (66%), высокообразованные респонденты (70%) и работники сферы интернет-технологий (66-68%). Среди городов по этому показателю первенствуют Москва и Санкт-Петербург (59%).

Наиболее интересными для россиян областями науки являются технические достижения (43%) и медицина (40%). 24% опрошенных следят за открытиями в области интернет-технологий, 18% – в области астрономии и изучения космоса, 15% интересуются новыми достижениями психологии, а 13% следят за открытиями биологов. Наименее интересными для россиян  являются экономические науки (9%), физика, социология и политология (по 7%), философия и математика (по 5%), химия (4%).

Самым известным из современных ученых по-прежнему является Жорес Алферов. Его назвали 7% респондентов. Вторым по популярности оказался Сергей Капица (3%), а тройку лидеров замыкают ушедшие из жизни в 60-е годы прошлого века Сергей Королев и Дмитрий Сахаров (по 2%). Печально, что по сравнению с 2007 годом значительно возросло число тех, кто вообще не может назвать фамилии ученых-современников (с 67 до 81%).

Последний результат не выглядит столь удивительным. В рейтинге научных городов, составленном учеными Лутцем Борнманом (Lutz Bornmann) и Летом Лейдерсдорфом (Loet Leydesdorff) из общества Макса Планка (Max Planck Society) и Амстердамской школы исследования коммуникации (Amsterdam School of Communications Research), Нидерланды, Москва помечена большим красным кругом, сообщает Discovery News. Это означает, что, несмотря на большой процент выпускаемых статей и работ, их эффективность остается низкой. Под эффективностью статьи ученые подразумевают количество ее цитирований.

Однако не только познания россиян в науке выглядят столь удручающими. Согласно опросу, проведенному в прошлом году в Великобритании, две трети жителей Соединенного Королевства не могут назвать ни одного имени женщины-ученого, а около половины из них назвали имя только одного известного ученого-мужчины – Альберта Эйнштейна (Albert Einstein).