Прямой доставкой в мозг

21 марта 2011 года, 17:17
Прямой доставкой в мозг

Группа ученых из Оксфордского университета (University of Oxford), Великобритания, под руководством доктора Мэтью Вуда (Matthew Wood) разработала новый способ доставки лекарств в мозг, сообщает BBC News. Открытие может оказаться крайне важным для лечения таких болезней, как болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, а также мышечной дистрофии. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature Biotechnology.

При лечении болезней мозга «доставка» лекарства через гематоэнцефалический барьер является одной из самых больших проблем. Этот барьер защищает мозг, не позволяя бактериям из крови проникать туда, но пропуская кислород. Однако вместе с бактериями этот барьер нередко блокирует и лекарства. Ученые решили использовать экзосомы для преодоления барьера. Экзосомы – это «флот» тела, доставляющий «материалы» из клетки в клетку.

Ученые собрали экзосомы из дентритных клеток (одни из клеток иммунной системы) у мышей, добавили белки из вируса бешенства, связывающий ацетилхолиновые рецепторы в клетках мозга, чтобы экзосомы отправились на их спасение, а затем добавили в них часть генетического кода siRNA и вновь ввели их мышам. Таким образом, siRNA был благополучно доставлен в мозг и «отключил» ген BACE1, связанный с болезнью Альцгеймера. По словам ученых, активность гена снизилась на 60%. Это первый случай, когда природная система организма была использована для доставки лекарства.

Напомним, что болезнь Паркинсона – хроническое прогрессирующее дегенеративное заболевание центральной нервной системы. Болезнь возникает тогда, когда разрушаются допаминовые нейроны мозга. Это приводит к двигательным нарушениям, постепенному снижению мотивации, энергии больных, к снижению способности испытывать положительные эмоции (ангедония), ослаблению памяти, уменьшению интеллектуальной продуктивности, обучаемости и органическому слабоумию (деменции).

А болезнь Альцгеймера приводит к гибели нервных клеток в коре головного мозга, ответственной за сознание, интеллект и способность к мышлению. По мере прогрессирования болезни пациент утрачивает способность контролировать физиологические функции организма, теряет способность адекватно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и во времени, узнавать близких людей, разговаривать и даже передвигаться. Согласно статистике, в среднем после диагностирования болезни Альцгеймера человек живет около 7 лет, и только 3% преодолевают 15-летний рубеж.