Синглет, брат бозона

17 марта 2011 года, 18:19
Синглет, брат бозона

Большой адронный коллайдер (БАК) в Швейцарии может стать первой машиной времени, сообщает Discovery. Это произойдёт, если работающим на нём физикам, наконец, удастся получить загадочный бозон Хиггса – и если окажется справедливой одна смелая теория.

Авторство теории, о которой идёт речь, принадлежит физикам из университета Вандербильта, США, Тому Уэйлеру (Tom Weiler) и Чуи Ман Хо (Chui Man Ho). На основании теоретических выкладок они предположили, что одновременно с «нормальным» бозоном Хиггса в коллайдере возникнет ещё одна частица – синглет Хиггса. Согласно одному из следствий теории струн, он может путешествовать через пятое измерение, в том числе и во времени.

Частицы, образовавшиеся в результате распада этого синглета, могут обнаружиться как в будущем, так и в прошлом – ещё до создания самого синглета. Если эти частицы удастся обнаружить, существование синглета тем самым будет доказано.

«Это смелая теория, однако она не противоречит никаким физическим законам», – говорит Уэйлер. В интервью журналистам американские учёные подчеркнули, что их выкладки относятся только к бозонам и люди этой «машиной времени» воспользоваться не смогут.

Напомним, что существование бозона Хиггса было теоретически предсказано профессором физики Эдинбургского университета Питером Хиггсом (Peter Higgs), показавшем, каким образом возникают массивные частицы в калибровочно-симметричных теориях. Придуманный им механизм стал универсальным инструментом в руках теоретиков, с помощью которого можно разрешить некоторые фундаментальные проблемы – например, выяснить, почему протоны, нейтроны и электроны наделены массой. Дело за малым: подтвердить красивую теорию на практике, получив наконец в БАК неуловимую частицу. Учёные обещают решить эту задачу в ближайшие два года.

Впрочем, результат эксперимента по столкновению частиц может быть и совсем иным. «Бозон Хиггса – это всего лишь одна из моделей, – рассказал в интервью BBC профессор Том ЛеКомпте (Tom LeCompte) из Аргоннской национальной лаборатории в США, который работает на БАК. – Нам нравится эта модель. Она простая, элегантная, но нельзя исключать, что бозонов Хиггса не существует, а их функцию выполняет что-то еще. Возможно, нам не удастся открыть бозон Хиггса, но вместо него мы откроем что-то другое, более интересное». Если загадочную частицу найти не удастся, это будет даже более важным открытием, поскольку тогда физикам придется пересмотреть свои представления о фундаментальном устройстве Вселенной.