Мудрый вождь слонов

16 марта 2011 года, 18:06
Мудрый вождь слонов

Стаду слонов нужна предводительница типа Ангелы Меркель, а не Лары Крофт, сообщает сайт Science News. К такому выводу пришли британские зоологи, изучив поведение 39 слоновьих семей в Национальном парке Амбосели в Кении.

Исследователи из университета Сассекса в г. Брайтон ставили слонам аудиозаписи львиного рыка. Стада, возглавляемые старыми опытными самками старше 60 лет, оперативно занимали «круговую оборону», защищая слонят. Те же семьи, в которых главенствовали самки помоложе, реагировали на угрозу медленно и беспорядочно. Столкнувшись с настоящими львами, они бы наверняка не досчитались одного-двух детёнышей.

Старые самки умеют адекватно оценивать угрозу и могут хладнокровно и быстро организовать стадо. «Есть некоторая аналогия между качествами, необходимыми лидерам, у слонов и людей», – говорит Карен МакКомб (Karen McComb), ведущий автор исследования.

Психолог Марк ван Вюгт (Mark van Vugt) из Амстердамского университета в Нидерландах развивает эту мысль следующим образом: «Члены стада, возможно, хотят видеть своим вожаком молодую, сильную и агрессивную особь типа Шварценеггера – но в критической ситуации более возрастные и опытные лидера типа Ангелы Меркель показывают себя лучше». Заметим, что в отношении слонов, чьи семьи традиционно возглавляют самки, Шварценеггера будет правильнее заменить на аналогичный женский образ – например, на Лару Крофт.

Статья британских учёных по результатам исследования опубликована в журнале «Труды Королевского общества Лондона по биологии» (Proceedings of the Royal Society of London B).

Недавние исследования существенно обогатили наши познания о слонах. Как сообщал «Вокруг света», выяснилось, что толстокожие отлично умеют сотрудничать между собой, а в Анголе и других разорённых войной странах Африки не от хорошей жизни научились избегать наземных мин.