Дефектные клоны

03 марта 2011 года, 12:11
Дефектные клоны

Так называемые индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (iPS), полученные из взрослых клеток человеческого организма путем генетического перепрограммирования, часто имеют генные отклонения, которые могут привести к опасным мутациям. К такому выводу пришли учёные из исследовательского центра при Госпитале горы Синай (Mount Sinai Hospital) в Нью-Йорке и Биомедицинского центра изучения стволовых клеток (Biomedicum Stem Cell Center) университета Хельсинки (University of Helsinki) в Финляндии, при поддержке канадских и японских коллег. Статья интернационального коллектива была опубликована вчера на сайте журнала Nature.

Когда в 2008 г были разработаны методы перепрограммирования клеток человеческого организма путем введения в них «эмбриональных» генов, это по праву было названо величайшим прорывом. Ведь перепрограммированные клетки, как и эмбриональные стволовые, являются плюрипотентными, то есть могут развиваться в любые клетки, органы и ткани организма. Возможности, которые открываются при этом для медицины, трудно переоценить – однако в бочке мёда обнаружилась ложка дёгтя.

Американско-финско-канадско-японский коллектив нашёл в линиях стволовых клеток, полученных в результате перепрограммирования, перестановки генов и так называемую «вариацию числа копий», которая заключается в том, что число копий определённого гена может быть выше или ниже, чем раньше. Подобные отклонения могут привести к серьёзным заболеваниям. Справедливости ради стоит отметить, что большинство мутаций оказываются нежизнеспособными и через несколько поколений клеток исчезают сами собой. Однако небольшой процент оставшихся может свести на нет все преимущества лечения с помощью iPS.

«Полученные нами результаты показывают необходимость тщательного генетического анализа получаемых индуцированных плюрипотентных стволовых клеток. Только после этого их можно будет использовать в медицинских исследованиях или клинической практике», – подчёркивает доктор Андрас Наги (Andras Nagy), один из американских соавторов исследования.

Напомним, что в начале 2009 года ученые из Уайтхедовского института биомедицинских исследований (Whitehead Institute for Biomedical Research) в Массачусетсе, США, впервые смогли удалить из плюрипотентных стволовых клеток вызывающие рак гены. Это открытие открыло новые перспективы в борьбе с целым рядом болезней, таких как болезнь Паркинсона.