Стволовые клетки помогут вылечить слепоту

06 июня 2007 года, 13:09

Фото: National Eye Institute, National Institutes of HealthБританские ученые из проекта London Project to Cure AMD предложили использовать для лечения слепоты стволовые клетки и планируют внедрить новый метод уже в течение ближайших пяти лет, сообщает Reuters.

Первый проект в рамках этих исследований начат во вторник: в нем участвуют ученые Лондонского Университетского Колледжа (University College London, UCL), Офтальмологической больницы Мурсфилд в Лондоне (Moorfields Eye Hospital in London) и Университета Шеффилд (University of Sheffield). Работа над проектом стала возможной после того, как неизвестный американский филантроп выделил грант на исследования в размере $8 млн., пояснив, что «разочарован» результатами американских исследований в области стволовых клеток.

Британские ученые предлагают «штопать» поврежденную сетчатку глаза при помощи стволовых клеток, полученных из эмбриональной ткани. Сторонники метода утверждают, что он гораздо проще и безопаснее, чем применяемые сейчас хирургические способы лечения катаракты, и вскоре может позволить возвращать людям зрение без операции.

Новый метод позволит возвращать ясное зрение большинству пациентов с так называемой возрастной макулярной дегенерацией (age-related macular degeneration, AMD), хроническим дистрофическим процессом с поражением хориокапиллярного слоя и пигментного эпителия (RPE) в области жёлтого пятна, который сопровождается потерей зрения до уровня 0,2-0,3. Этим заболеванием только в странах Европы страдают 14 млн. человек. Лечение будет заключаться в том, что стволовые клетки заменят клетки поврежденного пигментного эпителия – площадь замененного «участка» может составлять от 4 до 6 мм.

Стволовые клетки, полученные из эмбрионального материала – идеальный «строительный» инструмент для воспроизводства клеток практически любого органа человеческого тела. Однако метод нередко вызывает протесты, поскольку многие люди выступают категорически против уничтожения эмбрионов человека, пусть даже и во благо здоровья других людей.

Хирургам госпиталя Мурфилд уже удалось восстановить зрение нескольким пациентам при помощи стволовых клеток. Однако материал для восстановления был выращен из клеток, взятых из глаз самих пациентов. Этот процесс чрезвычайно сложен, и лишь небольшое количество клеток может использоваться таким образом, что ограничивает применение метода.

Однако, используя стволовые клетки, можно будет сократить операцию до 45 минут, и даже проводить ее под местной анестезией, - надеется хирург Линдон да Круз (Dr Lyndon Da Cruz) из госпиталя Мурфилд. По его словам, опыты, проведенные над крысами, показали высокую эффективность метода.