Извлекли крупный фрагмент ДНК мамонта

04 июня 2007 года, 10:53

Руководитель лаборатории по изучению древних ДНК Хендрик Пойнар рядом с останками мамонтенка Димы. Фото: D. PoinarУченым удалось выделить крупный фрагмент ДНК мамонта, найденного на Ямале два года назад, сообщает агенство Север-Пресс.

По словам Павла Косинцева, заведующего музеем Института экологии, растений и животных Уральского отделения РАН, работы проводились в Англии. На этот раз фрагмент ДНК получен из шерсти мамонта, а не из мягких тканей, как было раньше, и поэтому является более крупным, чем предыдущие.

Мамонт, из шерсти которого извлекли ДНК, был зрелым животным 30-40 лет, и погиб приблизительно 10 тыс. лет назад. Ученые установили, что причиной смерти гиганта не мог быть голод (на что указывает заполненный пищей желудок) или травма (на туловище животного не обнаружено смертельно- опасных ранений). Специалисты предполагают, что мамонт страдал тяжелой формой какого-то заболевания. В его кишечнике обнаружена неизвестная ученым популяция паразитов. По мнению Павла Косинцева, они вымерли вместе с мамонтами.

О клонировании мамонта, речи, конечно же, не идет. Несмотря на возникновение в научных кругах подобных разговоров, это просто за гранью фантастики, подчеркивает ученый.

Для того, чтобы хотя бы приблизить подобную вероятность, необходимо найти одну целую хромосому. При гибели животного трехмерная спираль ДНК хромосомы разрушается. Для того чтобы она сохранилась, необходимо совпадение целого ряда факторов. Главное условие – тело должно быть сразу же заморожено при определенной температуре. Однако при разморозке практически моментально начинаются необратимые процессы – цепи спирали начинают раскручиваться, и она распадается на составляющие. Пока останки обнаруживают, извлекают, а затем доставляют к месту хранения и исследования, остаются лишь небольшие, разорванные фрагменты ДНК. Несмотря на то, что при современная наука выделяет фрагменты ДНК даже из костей, собрать трехмерную спираль пока не представляется возможным.