Жизни мешала сера

11 января 2011 года, 19:00
Жизни мешала сера

Жизнь могла бы появиться раньше, если бы на заре существования Земли извержения вулканов не насытили первичный океан серой. Такое предположение позволяют сделать результаты исследования ученых из университета Калифорнии в Риверсайде, США, сообщение о которых было размещено на сайте EurekAlert. Подробная статья на эту тему выйдет в февральском номере журнала Geology.

Биохимики Тимоти Лайонз и Клинт Скотт изучали включения в пирите – минерале, также известном как «золото дураков», – чей возраст оценивается в 2,6 млрд лет. Их химическая структура однозначно указывает на то, что в то время (конец эона Архей) океаны практически не содержали кислорода, зато были на удивление богаты ядовитым сероводородом (H2S). По-видимому, первые анаэробные бактерии вырабатывали его из серы, поступавшей с извержениями вулканов.

Сделанное открытие заставляет во многом пересмотреть существующие взгляды на раннюю историю Земли. «Теперь стало еще яснее, что химический состав первичного океана был сложнее, чем считалось ранее, что, по-видимому, оказало самое непосредственное влияние на биологическую эволюцию, отсрочив возникновение и развитие некоторых ключевых групп живых организмов», – говорит профессор Лайонз.

До сих пор считалось, что высокое содержание сероводорода в океанической воде сопряжено с наличием кислородной атмосферы, но, оказывается, это совсем не так. В позднем Архее атмосфера практически не содержала кислорода, и первые аэробные, то есть дышащие им живые существа, смогли появиться только спустя 200 млн лет, когда состав атмосферы изменился.

Загадка появления жизни на Земле, несмотря на вековые усилия ученых, пока не разрешена окончательно. Казалось бы, относительно стройная и общепризнанная теория уже существует, однако постоянно поступают новые сведения, заставляющие ее корректировать. То изучение древних алмазов сдвинет начало биологической эволюции на 700 млн лет назад. То вдруг найдут бактерию, обитающую в концентрированном мышьяке и опровергающую тем самым законы биохимии. Видимо, окончательные ответы на все вопросы мы не получим никогда – и любой ученый скажет вам, что это прекрасно, ведь процесс познания бесконечен.