Вузам пригрозили ЕГЭ

Вузам пригрозили ЕГЭ

Рособрнадзор рассматривает вопрос о введении в высших учебных заведениях России единого экзамена для бакалавров и магистрантов, сообщает РБК со ссылкой на «Российскую газету». В настоящее время проект введения такого экзамена вынесен на рассмотрение экспертного сообщества. Цель нововведения – получить инструмент для независимой и объективной оценки качества образования, полученного студентами в вузах страны.

Прежде всего ввести аналог ЕГЭ для бакалавров предполагается по так называемым «избыточным» специальностям – юриспруденции, экономике и менеджменту. Сообщается, что уже идут переговоры с «Ассоциацией юристов» о подготовке материалов для такого подобия ЕГЭ. Впрочем, точные сроки введения единых экзаменов в вузах пока не называют, Рособрнадзор лишь декларирует намерение разработать такие экзамены.

С 1 января 2011 года высшая школа в России полностью переходит на так называемую «Болонскую систему». Теперь первый уровень обучения – бакалавриат – будет составлять не менее трех лет обучения, а второй – магистратура – не менее двух. Студент, получивший степень бакалавра, считается специалистом с полным высшим образованием. Его желание продолжить обучение в магистратуре не будет удовлетворяться автоматически. В магистратуру могут принимать по конкурсу, она может быть платной.

Такая модель уже давно существует в странах с англосаксонской системой образования – прежде всего в Великобритании и США. Не то чтобы все эксперты находят её идеальной, однако для широкого распространения ничего более подходящего, отвечающего потребностям мобильности современного образования,  пока придумать не сумели. Сейчас двухуровневая система вводится более чем в пятидесяти странах, присоединившихся к Болонскому процессу.

Россия официально присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, подписав Берлинское коммюнике. До этого некоторые российские вузы уже включились в общеевропейское образование через те же совместные программы. Как и в большинстве стран, Болонский процесс начинался в России сверху, то есть это была инициатива скорее некоторых реформаторов, поддержанная чиновниками, чем академического и преподавательского сообщества. И, как и в большинстве стран, эти инициативы встретили в России резкую критику и неприятие со стороны общественности.

Однако по мере развития нашей экономики людей, понимающих, что сегодня Россия остро нуждается в мобильных специалистах, становится все больше. Речь идет не только о наших соотечественниках, уехавших на Запад и теперь пожелавших вернуться или временно поработать на родине. В России есть целые отрасли, где не хватает квалифицированных преподавателей и инженеров и есть потребность нанять западного специалиста. Признание их дипломов в рамках Болонского процесса упростило бы жизнь всем – и соискателям работы, и работодателям, и кадровым агентствам.

Ключевые слова: образование
 
# Вопрос-Ответ