Новые белки-убийцы

20 декабря 2010 года, 19:09
Новые белки-убийцы

Ученые открыли несколько сотен новых белков, играющих важную роль в возникновении и развитии более 130 болезней мозга. Они также обнаружили неожиданную связь этих заболеваний, включая болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона, с эволюцией человеческого поведения, сообщает агентство France-Presse.

Человеческий мозг – это лабиринт, состоящий из миллионов специализированных нервных клеток, соединенных миллиардами электрических и химических связей, называемых синапсами. Внутри этих синапсов находятся белки, которые, объединяясь друг с другом, создают молекулярную систему, известную как постсинаптическое уплотнение, ПСУ, которое, по предположениям ученых, мешает работе синапсов, вызывая болезни и изменения поведения.

Сет Грант (Seth Grant) из Британского института Сенгера (Britain's Wellcome Trust Sanger Institute) совместно с коллегами брал образцы ПСУ из синапсов пациентов во время операций на мозге. «Мы обнаружили более 130 болезней мозга, к развитию которых причастны ПСУ – это намного больше, чем мы ожидали, – говорит г-н Грант. – Человеческие ПСУ оказались ключевым элементом возникновения огромного количества болезней, которыми страдают миллионы людей». Помимо распространенных ослабляющих нейродегенеративных заболеваний, этот список включает эпилепсию и детские пороки развития, такие как аутизм.

Выявленные ПСУ скомбинированы из 1 461 белка, каждый из которых закодирован отдельным геном. «Теперь у нас есть полноценный молекулярный список из тысячи “подозреваемых”, – говорит Джеффри Ниобелс (Jeffrey Neobels), профессор Бэйлорского техасского медицинского колледжа (Baylor College of Medicine in Texas), США. – Каждый седьмой белок в этом списке повинен в том или ином известном клиническом расстройстве, а более половины из них – «рецидивисты».

Находка ученых открывает новые пути лечения этих болезней, включая более точную диагностику. Чтобы приблизить разработку методов лечения заболеваний, исследователи выложили все данные в открытый доступ и создали «молекулярную карту» человеческих синапсов, которая показывает, как связаны белки и болезни. «Мы также видим возможности для создания новых тестов на генетические заболевания и для более четкой классификации болезней мозга, а возможно, и для создания в будущем лекарства от нейродегенеративных заболеваний», – говорит г-н Грант.

Также неожиданно выяснилось, что белки в ПСУ имеют глубокие эволюционные корни и играют косвенную роль в таких когнитивных процессах, как обучение и память, а также в эмоциях и настроении.

По сравнению с другими генно-закодированными белками, белки ПСУ развивались значительно медленнее. «Консервация структуры этих белков предполагает, что поведение, управляемое ПСУ, и болезни, связанные с ними, не изменялись в течение многих миллионов лет», – поясняет Сет Грант.

Это показывает, что синапсы в мозгу грызунов более близки человеческим, чем считалось ранее. Таким образом, по словам Гранта, мыши и крысы являются лучшими моделями для изучения человеческих заболеваний мозга, в то время как приматы не страдают болезнью Альцгеймера, потому что их мозг не разрушается от белковых бляшек, ответственных за развитие недуга.

Однако стоит заметить, что недавно появилось новое исследование, результаты которого ставят под сомнение негативное воздействие белковых бляшек на мозг и говорят о том, что, скорее всего, белковые агрегаты – это, наоборот, попытка клетки взять патологические процессы под контроль и избежать смерти.

Согласно данным ВОЗ, заболевания и расстройства мозга являются основной причиной клинической недееспособности в развитых странах мира.