Жизнь на Земле началась более 3 млрд лет назад

31 мая 2007 года, 10:02

Фото: Shannon Housley/IODP-USIOУченые университетов Западного Онтарио (University of Western Ontario)и Альберта (University of Alberta), Канада, под руководством геолога Нила Банерьи (Neil Banerjee)обнаружили древнейшие, по их мнению, следы жизни на планете. В образце скальной вулканической породы из Западной Австралии были найдены окаменевшие следы микроорганизмов, существовавших 3,35 млрд лет назад, сообщает CBC News. Исследование будет напечатано в июньском выпуске журнала «Геология» (Geology), который выпускает Американское геологическое общество (Geological Society of America).

Найденные образцы – одно из самых ярких свидетельств того, что древние формы жизни населяли нашу планету уже более 3,3 млрд лет назад. Также они могут подсказать геологам, где именно стоит искать следы существования жизни на других планетах. «Вулканы обычно не рассматриваются как подходящая площадка для обитания живых существ, - говорит господин Банерьи. – Однако нам удалось найти доказательства того, что в древние времена они были именно таким местом».

Группа, возглавляемая Нилом Банерьи, ранее уже находила в Южной Африке следы окаменелостей, предположительный возраст который составляет 3,5 млрд лет, и публиковала результаты исследования в журнале Science. Однако та работа была подвергнута критике из-за того, что ученые, по сведениям научного сообщества, установили предположительный возраст найденных микроорганизмов, руководствуясь возрастом породы, в которой они были найдены, а не возрастом самих находок.

В этот раз группа Банерьи решила избежать подобных упреков и применила для датировки новейший лазерно-плазменный масс-спектрометр, расположенный в университете Альберта. При исследовании органических следов были найдены следы углерода и азота, а также соединения минералов - железа и марганца, на основании которых и был установлен возраст микроорганизмов.

Учены давно ведут спор о том, существовали ли формы жизни на Земле в Архейский период, то есть около 3,5 млрд лет назад. Доказательства этой теории трудно обнаружить. Но еще труднее доказать, что найденные образцы действительно относятся к той эпохе. В первую очередь, из-за того, что у найденных следов микроорганизмов бывает невозможно найти ДНК.

Самая старая обнаруженная ДНК датируется 400 тыс. лет, она была обнаружена в окаменелом отпечатке растения, найденном в Западной Сибири. Однако другая группа ученых уже публиковала в прошлом году работу в журнале Nature, где также демонстрировала результаты исследования образца горной породы, найденной в Западной Австралии. Исследователи также датировали возраст найденных ими в породе отпечатков микроорганизмов 3 млрд лет.

Канадское космическое агентство настолько заинтересовалось этими открытиями, что предоставило группе грант на изучение образцов древних пород, найденных в озере Абитити недалеко от границы канадских провинций Онтарио и Квебек. Вулканическая порода из того региона часто встречается на Марсе.